Лунный антропоцен: началась ли на спутнике новая геологическая эра?
Наука

Лунный антропоцен: началась ли на спутнике новая геологическая эра?

8 декабря 2023 года, 15:38

В истории Луны с появлением там человека должна начаться новая геологическая эра — антропоцен, считает международный коллектив антропологов и астрономов, который опубликовал  открытое письмо в журнале Nature Geoscience.

«Эта идея является продолжением дискуссий о земном антропоцене, который уже наступил или в относительно недавнем прошлом, или же десятки или сотни тысяч лет назад. Аналогичным образом, мы выдвинули предложение о том, что лунный антропоцен уже начался», — мотивировал предложение научный сотрудник Университета штата Канзас Джастин Голомб. Сторонники идеи указывают на пример Земли.

Дело в том, что деятельность человека стала одним из важнейших факторов влияния на природную среду, включая одно из массовых вымираний животных и растений, а также появление на Земле новых минералов и даже элементов (таких как плутоний, эйнштейний или менделеевий).

Появление на Луне артефактов человеческого и земного происхождения (начиная с «Лунохода-2») также должно ознаменовать начало на ней новой геологической эпохи, считает эта группа ученых. Не говоря уже о появлении на поверхности естественного спутника Земли нескольких новых кратеров (очень небольших) в результате падений космических аппаратов. Как надеются выступившие с инициативой учёные, признание лунного антропоцена поможет переломить в общественном сознании представление о Луне как о чём-то, застывшем во времени.

Несомненно, у идеи найдутся и противники. Кстати, в отношении Земли антропоцен, как отдельная геологическая эпоха, пока официально не признан.