Марсоход NASA Curiosity пробыл на Марсе 4000 солнечных дней
Технологии

Марсоход NASA Curiosity пробыл на Марсе 4000 солнечных дней

7 ноября 2023 года, 11:56

Марсоход NASA Curiosity («Любознательность») провел свой 4000-й солнечный день на Красной планете. За это время он выполнил множество научных экспериментов, связанных в частности с анализом марсианского грунта и исследованиями кратера Гейл, которого он впервые достиг в августе 2012 года. Таким образом, с момента посадки ровера на поверхность Марса прошло уже 11 лет, но Curiosity продолжает свою миссию: недавно он пробурил и получил свой 39-й образец, после чего сбросил измельченную породу к себе на дно для детального изучения.

Как сообщили в NASA, во время своих последних экспериментов марсоход пытался выяснить, существовали ли на древнем Марсе условия для поддержания микробной жизни: для этого он поднялся к подножию горы Шарпа, которая является центральным пиком кратера Гейла и имеет высоту 5,5 километра. Ее слои формировались в разные периоды истории Красной планеты и, как полагают ученые, они наглядно показывают, как климат небесного тела менялся с течением времени.

Последний образец был взят со скалы под названием «Секвойя» (как пояснили в NASA, все текущие научные объекты миссии Curiosity названы в честь мест в калифорнийской Сьерра-Неваде). Специалисты надеются, что находка позволит узнать чуть больше не только об эволюции климата на Марсе, но и о развитии обитаемости планеты. Ведь данный регион был обогащен сульфатами — минералами, образовавшимися, вероятно, в соленой воде, которая испарилась миллиарды лет назад из-за постепенного «высыхания» Марса. В конце концов, вода на планете исчезла навсегда.

«Типы сульфатных и карбонатных минералов, которые приборы Curiosity выявили за последний год, помогут нам понять, каким был Марс в то время. Мы ждали этих результатов десятилетиями, и теперь “Секвойя” расскажет нам еще больше», — выразил надежду научный сотрудник проекта Curiosity в Лаборатории реактивного движения NASA в Южной Калифорнии Эшвин Васавада.

Сбор образца со скалы «Секвойя» 17 октября 2023 года, запечатленный прибором Mastcam | NASA/JPL-Caltech/MSSS

Впрочем, расшифровка «ключей» к особенностям климата древнего Марса потребует от ученых настоящей «детективной работы». В недавней статье, опубликованной в журнале Geophysical Research: Planets, команда исследователей попыталась с помощью данных прибора CheMin, установленного на борту Curiosity, обнаружить минерал сульфата магния под названием старкеит, который ассоциируется с особенно сухим климатом, подобным тому, который существует на современном Марсе. Ученые полагают, что после того, как сульфатные минералы впервые образовались в соленой воде, они трансформировались в старкеит, поскольку климат продолжал высыхать до своего нынешнего состояния.

Так или иначе, исследовательская работа марсохода на Красной планете продолжается. В настоящее время инженеры работают над устранением проблемы с одним из главных оптических приборов ровера Mastcam, а именно его левой камерой с фокусным расстоянием 34 мм. Каждая из двух камер Mastcam помогает ученым на расстоянии определять состав горных пород по длинам волн света, или спектрам, которые они отражают разными цветами. Для этого прибор использует фильтры, расположенные на колесе, вращающееся под объективом каждой камеры.

Однако с 19 сентября колесо фильтра левой камеры застряло, и сейчас инженеры пытаются постепенно вернуть его в стандартное положение. Если проблему не удастся исправить, команде остается рассчитывать лишь на правую камеру Mastcam с фокусным расстоянием 100 мм, которая хотя и имеет более высокое разрешение, но ей нужно делать в девять раз больше снимков, чем левой, чтобы охватить ту же область. В то же время специалисты NASA нашли способы преодолеть трудности, связанные с износом бурильной системы марсохода и «суставов» роботизированных рук.

«Обновления программного обеспечения также исправили ошибки и добавили новые возможности Curiosity, облегчив дальние поездки и уменьшив износ колес, вызванный рулевым управлением (более раннее обновление, связанное с алгоритмом контроля тяги, также помогает уменьшить износ колес при езде по острым камням)», — поделились в агентстве.

Ранее в октябре марсоход достиг хребта Гедиз Валлис, где остановился на несколько недель для проведения буровых работ. Впрочем, тогда в NASA предупредили, что у ровера осталось совсем немного времени до наступления соединения Марса с Солнцем 11 ноября, которое продлится до 25 числа. В этот период связь с любым аппаратом будет сильно ограничена из-за создаваемых Солнцем помех в передаче сигналов. Ожидается, что контакт с Curiosity полностью восстановится 28 ноября.