Разбор девятого полета Starship: причина неудачи, конфуз Маска и поддержка Айзекмана
Американская компания SpaceX отправила самую мощную ракетно-космическую систему в истории в девятый испытательный полет. Его итоги оставляют желать лучшего: хотя эта попытка оказалась чуть успешнее, чем две предыдущие, обе ступени — и корабль Starship, и ускоритель Super Heavy — были потеряны, разрушившись еще до приводнения. Для Илона Маска это уже третья неудача подряд, что, по мнению наблюдателей, может пошатнуть его авторитет и повлиять на дальнейшие планы по испытаниям Starship. Между тем именно от этой системы во многом зависит успешная реализация американской лунной программы «Артемида». Детали девятых летных испытаний — в разборе Pro Космос.
Задачи полета
Программа девятого испытательного полета несколько отличалась от двух предыдущих попыток, закончившихся эпичной «ловлей» ускорителя Super Heavy и красочным «фейерверком» из обломков корабля Starship. На этот раз SpaceX не планировала спасать бустер в механические руки башни обслуживания «Мехазилла» — вместо этого первая ступень должна была приводниться в Мексиканском заливе.
Причем предстоящий полет должен был стать для Super Heavy вторым — ускоритель использовался во время седьмого запуска. Основное внимание было направлено на 33 двигателя Raptor, ведь 28 из них предлагалось задействовать повторно. Перед приводнением бустер, как говорилось в схеме полета, выполнит несколько экспериментальных маневров, включая новые развороты после разделения, и войдет в атмосферу с большим углом атаки.
Повышенное аэродинамическое сопротивление при входе в атмосферу должно было привести к тому, что для торможения при посадке ускорителя потребуется меньше топлива. Это позволит использовать больше топлива из баков во время взлета. Ожидалось, что все эти усовершенствования помогут улучшить траекторию бустера, а больший расход топлива при запуске обеспечит увеличение массы полезного груза.
На ключевом этапе посадки в Мексиканский залив ускоритель должен был отключить один из трех центральных двигателей и попытаться использовать двигатель из десяти, установленных в центральном кольце, в качестве резервного. Этот эксперимент должен был подтвердить способность первой ступени совершить посадку в случае отказа одного из посадочных двигателей.
Настоящую проверку на прочность планировалось устроить и второй ступени — кораблю Starship. Как и в ходе двух предыдущих полетов, к запуску готовилась обновленная версия «Звездолета» — с модернизированной авионикой, новыми «закрылками», улучшенной топливной системой (максимальный запас топлива на четверть увеличен), теплозащитным экраном нового поколения. В последнем имелись металлические плитки и плитки с активным охлаждением, часть плиток была снята для проверки прочности конструкции при входе в атмосферу.
Кроме того, имелись фигурные («конические») плитки между хвостовыми «закрылками» и точками захвата. На корабле применялись усовершенствованные элементы крепления двигателя «Рэптор» и оптимизированная система азотной продувки. Вероятно, были проведены и другие внутренние доработки, которые не видны снаружи, например, модернизация, направленная на устранение проблемы с гармоническими колебаниями, возникшей во время седьмого полета.
Среди задач корабля — выйти на суборбитальную траекторию, выпустить со своего борта восемь макетов новых спутников Starlink V3, запустить один из шести двигателей, войти в атмосферу Земли по новой траектории (предполагала увеличенную аэродинамическую нагрузку на корабль) и приводниться в Индийском океане к западу от побережья Австралии.
Как проходил запуск
Старт ракетно-космической системы Starship/Super Heavy прошел почти точно по расписанию — с опозданием всего на шесть минут. По данным американских СМИ, запуск был отложен в последние секунды обратного отсчета — возникла проблема с быстроразъемным соединением корабля с наземным оборудованием. На ее устранение понадобилось всего несколько минут, и носитель, состоящий из ускорителя Super Heavy (B14) и корабля Ship 35, взлетел с первой орбитальной стартовой площадки OLP-A космодрома Starbase в Южном Техасе 28 мая в 2:36 мск.
Поначалу полет IFT-9 проходил в штатном режиме: все 33 двигателя Raptor на бустере отработали безупречно — первая ступень доставила корабль Starship на высоту около 65 километров, после чего успешно отделилась и взяла курс на землю для приводнения. Затем на ускорителе включили 13 двигателей для торможения, и с этого момента что-то пошло не так. Говорят, сработали 12 из 13 двигателей, после чего связь с Super Heavy внезапно прервалась («Потеряли телеметрию с первой ступени»). Было неясно, что произошло: бустеру не удалось выдержать нагрузку — скорее всего, он распался на части, которые упали в воду.
После этого все внимание общественности переключилось на Starship, который после отделения первой ступени продолжил полет и вышел на суборбитальную траекторию. Разогнавшись до скорости 26493 км/час, корабль впервые планово отключил двигатели.
Однако выпустить макеты спутников так и не удалось: по неизвестной причине отсек полезной нагрузки не открылся полностью («Заклинило бомболюк»), после повторной попытки была объявлено об «отмене операции развертывания». Кроме того, высота над поверхностью Земли оказалась меньше запланированной — 189 километров.
В какой-то момент стальной «Звездолет» потерял ориентацию и стал неконтролируемо вращаться. Затем появилось сообщение о потере управляемости из-за утечки в системе ориентации, но входа в атмосферу было не миновать. Повторный запуск двигателей для имитации орбитального импульса торможения отменили, как, похоже, и тест при входе в атмосферу. Наблюдатели уповали на возможность «порулить закрылками», но надежды на это было мало. Тем не менее связь через «Старлинки» работала, позволяя следить за четкой «картинкой» с борта.
Снижение корабля началось через 24 минуты после запуска, а еще спустя 20 минут он вошел в верхние слои атмосферы не по запланированной траектории. Окруженный потоками плазмы, которая отличалась от свечения, видимого в предыдущих полетах, «Старшип» стремительно разрушался: телеметрия перестала поступать на высоте 59 километров, в конечном итоге он даже не достиг поверхности океана, распавшись на мелкие обломки в атмосфере над Намибией (Африка).
«Утечки привели к потере давления в основном баке во время этапа выхода на орбиту и возвращения на Землю. Есть много полезных данных для анализа. Частота запусков в течение следующих трех полетов будет выше, примерно один запуск каждые 3–4 недели», — написал в соцсетях глава SpaceX Илон Маск по итогам девятого полета.
Удар по «Артемиде»?
Девятый полет стал уже третьим подряд, в ходе которого SpaceX не удалось управлять кораблем Starship при входе в атмосферу и приводнить его в Индийском океане. Прошлые две неудачи были связаны с проблемами в двигательной установке корабля, в то время как последний сбой поднимает новые вопросы. Хотя эти летные испытания прошли чуть лучше (по крайней мере, двигатели корабля доработали до расчетного «момента выхода на орбиту»), чем предыдущие, их все равно нельзя назвать удачными. Наблюдатели и вовсе замечают: «Откровенно слабо для девятого полета».
По мнению экспертов, неудачи ставят под сомнение способность компании Маска подготовить Starship для выполнения задач в рамках программы «Артемида», в том числе по высадке на Луну. Ранее лунная версия «Звездолета» — Starship HLS, которая пока существует на бумаге, — была выбрана NASA в качестве посадочной платформы для доставки астронавтов с окололунной орбиты на поверхность спутника Земли. Речь идет об экспедиции Artemis III, которая пока запланирована на 2027 год.
Не исключено, что ее сроки вновь будут сдвинуты. Причем даже в случае выполнения этой экспедиции, всю программу могут ждать существенные перемены: ранее появились слухи о том, что новая администрация во главе с Дональдом Трампом может отменить два ключевых проекта «Артемиды» — сверхтяжелой ракеты SLS и космического корабля «Орион».
Отмененная конференция Маска
В любом случае третьи неудачные летные испытания Starship наносят ощутимый удар по репутации Илона Маска. Предполагалось, что в день старта ракетно-космической системы он презентует свои планы по покорению Марса. Вокруг этого выступления было много ажиотажа — ожидалось, что он расскажет о намерении SpaceX отправить беспилотную миссию на Красную планету в 2026 году и поделится своим долгосрочным видением ее колонизации.
Презентация Маска сначала должна была состояться до старта Starship, но затем ее перенесли на 4:00 мск — то есть уже после полета системы. Однако из-за неудачного старта конференцию и вовсе решили отменить — анонс таинственным образом просто исчез с официальной страницы SpaceX.
Впрочем, за Маска вступился его соратник Джаред Айзекман, которого многие прочат на пост главы NASA. Он поблагодарил SpaceX за то, что она продолжала показывать видео с корабля Starship даже в тот момент, когда он начал неконтролируемый вход в атмосферу. «Мы ценим то, что вы ничего не скрываете, и то, что вы вместе с нами, космическими энтузиастами, переживаете взлеты и падения программы испытаний», — написал он в соцсетях.