Старейшим космическим телескопам NASA «Хаббл» и «Чандра» урежут бюджет
Проекты

Старейшим космическим телескопам NASA «Хаббл» и «Чандра» урежут бюджет

16 октября 2023 года, 12:01

В NASA изучают возможность сокращения бюджетов двух крупнейших космических телескопов «Хаббл» и «Чандра». Причиной тому — текущие финансовые ограничения, вынуждающие американское агентство оптимизировать расходы всех своих астрофизических программ без исключения. Ожидается, что в 2024 финансовом году отдел астрофизики NASA недополучит порядка 1,56 миллиарда долларов из-за закона, подписанного президентом США Джо Байденом еще в июне.

О вероятном сокращении операционных бюджетов рентгеновской обсерватории «Чандра», которая была запущена 23 июля 1999 года при помощи шаттла «Колумбия» для изучения черных дыр, кластеров галактик и остатков сверхновых звезд, а также космического телескопа «Хаббл», позволяющего специалистам NASA с 1990-х годов регистрировать электромагнитное излучение в инфракрасном диапазоне, стало известно 13 октября. Об этом, в частности, сообщил директор отдела астрофизики NASA Марк Клампин на встрече с представителями комитета по астрономии и астрофизике (CAA) Национальной академии наук.

По его словам, астрофизические программы агентства не получат ожидаемого финансирования в размере около 1,56 миллиарда долларов на 2024 финансовый год. Все из-за закона под названием The Fiscal Responsibility Act of 2023 («Закон о фискальной ответственности 2023 года»), который предполагает ограничение необоронных расходов в 2023 году и их увеличение в 2025-м всего на 1%.

Основное же предназначение документа, подписанного американским лидером Джо Байденом еще 3 июня, это приостановление лимита госдолга США до конца 2024 года, что позволяет правительству продолжать заимствовать средства, но фактически в ущерб невоенным статьям бюджета. «Мы работаем с расчетом на то, что бюджеты на 2024 финансовый год останутся на уровне 2023. Это означает сокращение бюджета миссий, находящихся в длительной эксплуатации, а это “Чандра” и “Хаббл”», — объяснил Клампин.

Впрочем, какой конкретно суммы не досчитаются бюджеты обеих космических обсерваторий и к каким последствиям это приведет — Клампин раскрывать не стал. В то же время он добавил, что грядущие сокращения финансирования пока еще находятся на стадии изучения. Кроме того, Клампину удалось даже внести положительное изменение для рентгеновской обсерватории «Чандра».

Установка рентгеновской обсерватории «Чандра» | picryl.com

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» и космический телескоп «Хаббл» — это самые дорогостоящие миссии NASA в области астрофизики после телескопа «Джеймс Уэбб». На 2024 финансовый год агентство запросило для них 68,7 миллиона долларов и 93,3 миллиона долларов соответственно. В совокупности они составляют чуть более 10% всего финансирования NASA в области астрофизических исследований на весь следующий год.

Впрочем, для этого есть определенные основания, ведь «Чандра» и «Хаббл» являются одними из старейших миссий американского управления. Так, в частности, «Чандра» стала третьей из четырех «Больших обсерваторий», запущенных NASA в конце XX—начале XXI века. Первым стал телескоп «Хаббл», вторым — «Комптон» и четвертым — «Спитцер». Хотя, по предположению Клампина, чиновники решили урезать бюджет обеих обсерваторий именно из-за их возраста.

За последние годы телескоп «Чандра», который находится на геоцентрической орбите вот уже больше 24 лет, действительно становится «все труднее эксплуатировать». Несмотря на то, что у «Хаббла» таких проблем не наблюдается, он функционирует уже 33 года и требует значительных расходов. Ранее NASA завершило сборку основного прибора для телескопа «Роман», который призван стать преемником телескопов «Хаббл», WISE и «Джеймс Уэбб». Какие космические объекты он позволит исследовать астрономам, читайте в нашей статье.