Центральная звезда рассеянного скопления Мессье 37 потеряла 70% своей массы
Наука

Центральная звезда рассеянного скопления Мессье 37 потеряла 70% своей массы

12 октября 2023 года, 12:01

Когда Солнце догорит, оно закончит свою жизнь в виде белого карлика, вероятно, окруженного туманностью из выброшенного незадолго до смерти газа. Именно такого карлика из открытого звездного скопления и изучила в подробностях группа астрономов под руководством Клауса Вернера из Тюбингенского университета. Впервые исследователи смогли точно определить массу, которую такая звезда потеряла за время своей жизни.

Соотношение между массой звезды при рождении и в момент ее смерти известно в астрономии как соотношение начальной и конечной масс. Чем массивнее звезда, тем быстрее она расходует свое ядерное топливо, тем короче жизнь и тем больше она «худеет» к преклонному возрасту. Таким образом по «посмертной» массе звезды можно примерно вычислить ее характеристики в «живом» состоянии.

«Звезды, подобные нашему Солнцу, теряют чуть менее половины своей массы к тому времени, когда они превращаются в белых карликов. Звезды, масса которых в восемь раз превышает массу Солнца, теряют около 80% своей массы», — уточняет Вернер.

Особый интерес с точки зрения изучения звезд представляют их скопления, которых в Млечном Пути насчитывается более тысячи, и это только открытых. Каждое из них включает в себя до нескольких тысяч звезд, которые сформировались практически одновременно из плотного облака газа и пыли и различаются только массой.

Благодаря этому астрономы могут сравнивать эволюцию звезд в аналогичных условиях, где единственной переменной является их тяжесть. Причем одной из главных неопределенностей как раз и является вопрос, сколько именно материала звезда теряет за жизнь. Но белые карлики, окруженные туманностями, в скоплениях чрезвычайно редки. Пока открыто лишь три экземпляра, и два из них почти не наблюдаются из-за расстояния и своего маленького размера.

Исследовательская группа направила один из крупнейших в мире телескопов, десятиметровый Большой Канарский телескоп на острове Ла Пальма, на центральную звезду скопления звезд Мессье 37 и проанализировала ее спектр. Вычисления показали, что масса погибшей звезды составляет 0,85 массы Солнца, а значит при жизни она была в 2,8 раза массивнее нашего светила.

«Таким образом, звезда потеряла 70% своего вещества за время своей жизни», — объяснил Вернер, добавив, что еще одной особенностью погибшей звезды является ее особый химический состав: на поверхности совсем не было водорода. По словам ученых, это указывает на необычное событие в ее недавнем прошлом — кратковременную вспышку ядерного синтеза.

Дальнейшее исследование этого карлика и его собратьев позволит больше выяснить о будущем нашей собственной Солнечной системы. А возможность точного определения соотношения начальной и конечной массы имеет фундаментальное значение для всей астрофизики.