Китай до конца 2020-х  развернёт сеть связи для дальних космических полётов
Технологии

Китай до конца 2020-х развернёт сеть связи для дальних космических полётов

6 октября 2023 года, 09:02

Космическое агентство Китая готовится не только к высадкам на Луну, но и к гораздо более дальним космическим полётам. Этапом на пути к их осуществлению станет развёртывание обширной трёхступенчатой сети связи, навигации и дистанционного зондирования. Об этом заявил на 74-м Международном астронавтическом конгрессе (IAC) в Баку Си Сянъюй, инженер Института системных исследований при Китайской лаборатории исследования дальнего космоса (DSEL).

Уже в начале 30-х годов КНР намерена как минимум высадить своих космонавтов на Луну, а как максимум – создать там постоянно обитаемую базу. Луна же станет и одним из элементов системы всесторонней поддержки миссий, нацеленных на дальний космос. «Все эти требования предъявляют высокие требования к связи, навигации и дистанционному зондированию ... поэтому мы будем создавать группировку Цюэцяо» – подчеркнул Си.

Группировка будет состоять из космических аппаратов, размещенных в окололунном пространстве и точках Лагранжа Земля-Луна, которые в перспективе могут быть перестроены в полноценные межпланетные промежуточные станции. Причём первый спутник-ретранслятор в точке Лагранжа 2 уже имеется: он был выведен для поддержки посадки аппарата «Чанъэ-4» на обратную сторону Луны в 2019 году.

Первый более крупный и улучшенный «Цюэцяо-2» будет ориентировочно запущен в мае следующего года – для поддержки миссий «Чанъэ» под номерами 6, 7 и 8. Эта группировка уже должна будет обеспечить покрытие всей Луны: в двух первых точках Лагранжа будет находиться по три спутника, и ещё один – на третьей, шесть спутников будут вращаться по круговой орбите, несколько – по эллиптическим, и всё это – не считая орбитальной станции (скорее всего, постоянно обитаемой).

Затем последуют спутники серии «Цюэцяо-3». Они будут предназначены уже для обеспечения связи и навигации в дальнем космосе – для начала, в глубинах нашей Солнечной системы. Прежде всего это будет касаться Марса и Венеры, которые уже являются объектами пристального интереса китайских учёных. Связь будет обеспечиваться с помощью высокоскоростных лазерных линий.

Американские эксперты с беспокойством отмечают, что подобный проект, в случае его реализации в срок, сделает Китай лидером в освоении Луны и ближней Солнечной системы. Стоит отметить, что Китай неоднократно подчёркивал: его проекты несут пользу для всего человечества и он, как и Россия (с которой вместе планируется создание лунной станции) готов сотрудничать с любой страной на равноправных условиях.