TESS помог открыть новую экзопланету с необычно низкой плотностью
Наука

TESS помог открыть новую экзопланету с необычно низкой плотностью

26 сентября 2023 года, 09:22

Космический телескоп Transiting Exoplanet Survey Satellite (сокращенно TESS) предназначен для открытия экзопланет транзитным методом, и недавно с его помощью ученые обнаружили еще одно небесное тело, находящееся за пределами Солнечной системы. Новая экзопланета отличается исключительно низкой плотностью, говорится в научной статье, опубликованной 18 сентября на сервере предварительной печати arXiv.

Открытие экзопланеты, получившей обозначение TOI-1420 b, подтвердила группа астрономов из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики во главе со Стефани Йошидой. Небесное тело вращается вокруг поздней звезды-карлика класса G на расстоянии около 658 световых лет от нас.

Планета довольно необычна: имея радиус около 11,89 земных и массу всего около 25,1 массы Земли, она обладает сверхнизкой плотностью — всего 0,082 г/см3. Раскалена TOI-1420 b почти до тысячи градусов по Кельвину, так как вращается в 14 раз ближе к своей звезде, нежели наша планета к Солнцу.

Астрономы подчеркнули, что TOI-1420 b является крупнейшей из всех известных планет массой менее 50 масс Земли. Низкая плотность небесного тела, скорее всего, означает наличие на ней толстой оболочки из водорода и гелия. Всего, согласно расчетам, эта оболочка составляет около 0,82 массы планеты. Остальное, то есть около четырех масс Земли, приходится на ядро.

«В целом TOI-1420 b открывает ряд захватывающих перспектив для определения ее атмосферных и динамических характеристик в будущем», — отметили ученые, объяснив, что такие миры гораздо более восприимчивы к разнообразным экзотическим атмосферным явлениям, которым не мешает гравитация.

TESS проводит обследование около 200 тысяч самых ярких звезд вблизи Солнца с целью поиска транзитных экзопланет. На данный момент было идентифицировано почти 6 800 экзопланет-кандидатов (TESS Objects of Interest, или TOI), из которых 385 были подтверждены на данный момент.