Ложная тревога, ошибка «Иглы» и залпы на орбите: полвека запуску станции «Салют-3»
25 июня 2024 года исполняется полвека с запуска станции «Салют-3» («Алмаз-2»), разработанной в Центральном конструкторском бюро машиностроения (ЦКБМ) под руководством академика Владимира Челомея. С какими проблемами пришлось столкнуться первой пилотируемой экспедиции к военному «форпосту», как три смертельно опасных маневра системы «Игла» едва не погубили второй экипаж и зачем советские специалисты выпустили снаряды с борта станции прямо перед ее сведением с орбиты, в материале Pro Космос.
Авария первого «Алмаза»
Говоря о «Салюте-3», нельзя не упомянуть трагическую историю предыдущей станции, которая стала одним из первых печальных опытов столкновения с «космическим мусором».
Подготовка к запуску первой орбитальной пилотируемой станции военно-прикладного назначения серии «Алмаз» (№101-1) на технической позиции Байконура, начатая в январе 1973 года, продолжалась три месяца. Но перед самым запуском фирма-разработчик транспортного корабля — Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) — сообщила о задержке старта «Союза» с экипажем на месяц «по техническим причинам». Пришлось срочно переработать программу полета, увеличив время автономной работы станции до прибытия экипажа с 10 до 37 суток.
3 апреля 1973 года ракета-носитель «Протон-К» вывела первый «Алмаз» на расчетную орбиту, после чего начался автономный полет, программу первых 12 суток которого «Салют-2» (такое открытое обозначение получила станция) выполнил.
Но в сеансе связи в ночь на 15 апреля аппарат вошел в зону контроля советских наземных средств управления с неработающей основной телеметрией. Запасная система показала опасное падение давления в гермоотсеке, а наземные средства зафиксировали «изменение параметров орбиты, объясняемое действием внешних сил» в интервале между 177-м (14 апреля) и 193-м витками (15 апреля). Вскоре «Салют-2» перестал подавать признаки жизни, 28 мая 1973 года под действием естественного аэродинамического торможения вошел в атмосферу и рассыпался над Тихим океаном.
Аварийная комиссия во главе с Владимиром Челомеем, образованная 27 апреля приказом Министра общего машиностроения Сергей Афанасьева, назвала наиболее вероятной причиной нарушения функционирования станции цепь событий вследствие «производственного дефекта в двигательной установке».
Однако у разработчиков станции остались сомнения в истинных причинах аварии, поскольку без ответа оставался вопрос о воздействии на станцию внешних сил, поднятый баллистиками. Одним из возможных вариантов считалось повреждение гермокорпуса фрагментами, образовавшимися в результате взрыва третьей ступени ракеты-носителя «Салюта-2» в интервале полета между 3 и 4 апреля. Станция прошла через постепенно расширяющееся облако осколков 14-15 апреля. Столкновение с одним из них очевидно и стало причиной аварии.
Второй «Алмаз» на орбите
Несмотря на трагическую судьбу первого «Алмаза», летные испытания позволили уточнить аэродинамические характеристики комплекса и подтвердить работоспособность «борта» на основных режимах полета. Полученные результаты пригодились разработчикам при подготовке последующих станций.
25 июня 1974 года на орбиту вышел второй «Алмаз» (№101-2), получивший в открытой печати название «Салют-3».
Уже через восемь дней, 3 июля, в космос отправился транспортный корабль «Союз-14» с первой экспедицией. Возглавлял экипаж опытный космонавт «гагаринского» набора полковник Павел Попович, бортинженером стал военный инженер подполковник Юрий Артюхин. Дублеры Борис Волынов и Виталий Жолобов, оставаясь на Земле, помогали поддерживать связь с «Беркутами», находясь в Евпаторийском ЦУПе — там базировалась группа управления полетом орбитальных станций.
Двухнедельный план работы первой экспедиции включал расконсервацию и испытания новой станции, тестирование военно-прикладной аппаратуры для наблюдения за объектами на поверхности Земли и океана. В гражданскую часть программы входили медико-биологические исследования, определение физических характеристик окружающего космоса, фотосъемки в интересах геологов, картографов, выявление загрязнений водоемов, инвентаризация лесов и сельхозугодий. Предусматривались большие работы с бортовым вычислительным комплексом.
4 июля «Союз-14» приблизился к «Алмазу». Попович вспоминает: «Вывели нас баллистики к станции на 600 метров. На 100 метрах мы взяли управление на себя, а на пятидесяти корабль начало сносить вправо. А в это время у нас закончилась связь с Землей... Я сразу остановил движение… Все вроде в норме, но корабль-то “понесло”. Ясности не было, а стыковаться надо. Чтобы лучше чувствовать ручки управления, я снял перчатки скафандра — держать маленькие рукоятки в перчатках очень сложно. Юра попытался протестовать, ведь если ударимся и будет разгерметизация — ничто не спасет. Я ему: “Ты спасешься и скажешь, что я добровольно на это пошел”. Я быстро восстановил ориентацию — и мы воткнулись прямо в центр конуса стыковочного узла».
После стягивания обнаружилась негерметичность стыка из-за падения давления между уплотнительными кольцами. Экипаж попросил у Челомея, вышедшего на связь, разрешение перейти на станцию «под свою ответственность». Земля на полтора часа задумалась.
«Юра, — сказал Попович, — вот была бы сейчас бутылка, я бы стакан с удовольствием накатил для снятия напряжения». Так не хотелось возвращаться ни с чем...
Наконец на связь вышел генеральный конструктор и разрешил переход.
Две недели на «Салюте»
И потекла работа: расконсервация систем, «оживление» фотоаппаратуры, комплекса по обработке пленки и, конечно, «гражданские» научные эксперименты. В частности, в рамках международной программы «ТРОПЭКС-74» проводилась фотосъемка облачного покрова, тайфунов и циклонов над Атлантикой.
Из-за очень плотного режима работы (бортовая аппаратура изначально рассчитывалась на обслуживание тремя космонавтами, а после катастрофы «Союза-11» транспортный корабль возил на орбиту только двоих) экипаж отдыхал урывками. Работая по разным странам в условиях различной освещенности, приходилось проводить съемки объектов то днем, то ночью.
На третьи сутки вдруг раздалась сирена, к которой подведены датчики, информирующие о жизненно важных параметрах: давлении, напряжении в сети, концентрации углекислого газа и других. Отключив сирену, космонавты бросились выяснять причину. Все оказывалось в норме. Но сирена сработала вновь! После третьего сигнала Попович закоротил сирену. Сигнал больше не мешал, но до конца полета у космонавтов было ощущение постоянной тревоги: ведь если что случится — сирена не сработает.
Объекты на Земле снимались при помощи 14 фотоаппаратов, которые надо было регулярно перезаряжать. Космонавты делали это почти машинально, в темноте. Однажды пришлось включить свет: «Казалось, она [пленка] заняла все свободное пространство, — вспоминает Попович. — А пленка тогда горючей была. Одна искра — и такой пожар будет… Пришлось вручную скручивать пленку в плотные рулончики».
Загрузка баллистической капсула превратилась в невольный эксперимент по перемещению в невесомости массивных грузов: вытащили с помощью манипулятора из гнезда и толкнули вдоль станции. «И она потихонечку поплыла, — рассказывал Попович. — Но как ее остановить? Она же круглая, без ручек, схватиться не за что. В борт врежется — пробьет насквозь, масса-то огромная — 360 кило! Я тогда поднырнул под капсулу и, упираясь, цепляюсь за все, что попало, остановил, когда примерно сантиметров 20 до стенки оставалось. А иначе проломила бы борт».
Программа полета предусматривала не только военно-прикладные, технические и научные эксперименты, но и дегустацию нового бортового питания. Попробовав новые продукты, Попович и Артюхин написали лаконичный отзыв: «Понравилось все». Настолько пища оказалась вкусной.
За две недели работы на борту «Алмаза» космонавты проверили все системы, отрегулировали температуру, переместили вентиляторы, добившись наилучшей циркуляции воздуха, смонтировали приспособления для фиксации переносных приборов и провели другие работы. Полностью выполнив программу, 19 июля экипаж успешно возвратился на Землю. Так закончился первый космический полет по военно-прикладной программе.
Отказ «Иглы»
Вторая экспедиция на «Салют-3» стартовала 26 августа 1974 года: экипаж корабля «Союз-15» — Геннадий Сарафанов и Лев Демин — должен был проработать на борту станции целый месяц.
После штатного выведения начался автоматический поиск, однако на ближней дистанции система автоматического сближения и стыковки «Игла» «восприняла» оставшееся до станции расстояние в 350 метров как 20 километров и выдала импульс двигателями на разгон корабля. В результате «Союз» помчался к станции со скоростью 20 метров в секунду (расчетная скорость при касании — 0,3 метра в секунду) и только из-за наличия боковой составляющей скорости пронесся в 40 метрах мимо «Салюта». Но затем работающая «Игла» развернула корабль и дважды повторила смертельно опасный маневр.
Экипаж не разобрался, что происходит, пока не вмешалась Земля и не подала команду на выключение режима автоматического сближения. За три попытки сближения израсходовано столько топлива, что едва оставалось на тормозной импульс. Госкомиссия решила срочно сажать корабль.
28 августа спускаемый аппарат с Сарафановым и Деминым успешно приземлился на территории Казахстана. Так произошла первая в истории советской космонавтики ночная посадка.
Прощальный фейерверк
Заслушав доклад Юрия Семенова — представителя ЦКБМ — о полете «Союза-15», Государственная комиссия пришла к заключению, что система «Игла» требует серьезной доработки, на что нужно время... От дальнейшего использования «Салюта-3» в пилотируемом режиме пришлось отказаться. Полет по дополнительной программе в автоматическом режиме планировали продолжать до конца сентября 1974 года.
23 сентября 1974 года возвращаемая капсула с фотопленками, отснятыми первой экспедицией, по команде с Земли отделилась от станции и вошла в атмосферу. Из-за нештатной работы системы посадки (преждевременный отстрел парашюта) приземление получилось жестким, капсула смялась. Однако фотопленки извлекли и проявили.
Автоматический полет станции продолжался по дополнительной программе еще четыре месяца и завершился 24 января 1975 года: по командам с Земли «Салют-3» свели с орбиты. При этом проверили работу системы обороны «Щит-1»: скорострельная пушка, стоящая в нижней части корпуса, дала две очереди. Конструкторы убедились в том, что выстрелы не влияют на управляемость «Алмаза». Снаряды, выпущенные против направления полета, вошли в атмосферу и сгорели раньше станции. «Салют-3» сошел с орбиты и разрушился в плотных слоях атмосферы над Тихим океаном.
Ранее Pro Космос рассказывал о судьбе «челомеевских» космонавтов — отряд был сформирован в Центральном конструкторском бюро машиностроения под руководством Владимира Челомея для испытаний пилотируемой техники на земле и в космосе. Однако за все 18 лет существования группы ни один из ее космонавтов-испытателей не совершил ни одного космического полета на станции серии «Алмаз».