«На море надо смотреть из космоса». 110 лет Владимиру Николаевичу Челомею
30 июня исполняется 110 лет со дня рождения одного из самых выдающихся разработчиков авиационной и ракетно-космической техники Владимира Николаевича Челомея, создавшего крылатую ракету с раскладывающимся в полете крылом и истребитель спутников, прародителя гиперзвуковых аппаратов и отца носителя «Протон».
Будущий академик родился в городе Седлец Привислянского края (ныне – польский город Седльце), в семье учителей. Его детство прошло в Полтаве. После переезда семьи в Киев Владимир окончил семилетнюю трудовую школу и Киевский автомобильный техникум. Учебы в Киевском политехническом институте заложила инженерную базу, а курсы Киевского университета по математическому анализу, теории дифференциальных уравнений, математической физике, теории упругости и механике определили путь ученого. На его увлечения теорией колебаний, причем – применительно к решению практических инженерных задач – во многом повлияли труды итальянского математика и механика Тулио Леви-Чевиты.
Одно из первых теоретических исследований Челомея посвящалось созданию адекватной математической модели, описывающей колебания упругих систем при воздействии продольных пульсирующих сил. Одновременно предлагая метод приближенного решения этой задачи, ученый в 1939 году в возрасте 25 лет защитил кандидатскую диссертацию, а в следующем году был принят в специальную докторантуру при Академии Наук СССР в числе пятидесяти лучших кандидатов наук.
В начале Великой отечественной войны Челомей работал в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) имени П.И.Баранова, где в 1942 году создал первый в Советском Союзе пульсирующий воздушно-реактивный двигатель (ПуВРД). В 1944 году Постановлением Государственного комитета обороны и по приказу наркома авиационной промышленности Челомея назначают главным конструктором и директором ОКБ-51, где проектируется, изготавливается и испытывается первая отечественная крылатая ракета (по тогдашней терминологии – самолет-снаряд) с ПуВРД, аналог немецкой «Фау-1» (Fi-103). В период с 1944 по 1953 годы под руководством Челомея было создано и испытано четыре типа подобных крылатых ракет – 10Х, 12Х, 14Х и 16Х. Но в 1953 году после пересмотре технических требований к крылатым ракетам ОКБ-51 закрывают, а работы по самолетам-снарядам передают в КБ А.И.Микояна.
Владимир Николаевич не опустил рук и в 1954 году добился организации на базе завода №500 в Тушино Специальной конструкторской группы (СКГ) с задачей довести и поставить на вооружение самолет-снаряд 10ХН с наземным стартом. Далеко уйдя от прототипа, СКГ участвует в конкурсе по разработке ударных крылатых ракет для вооружения подводных лодок ВМФ СССР. Благодаря оригинальности решений проект ракеты П-5 с раскладывающимся в полете крылом одержал победу в конкурсе, а в 1955 году СКГ была преобразована в Особое конструкторское бюро №52 (ОКБ-52, ныне АО «Военно-промышленная корпорация „Научно-производственное объединение машиностроения“«) в Реутове Московской области. На долгие годы основной задачей предприятия становится создание крылатых ракет для вооружения флота.
На рубеже 1950-1960-х годов Владимир Николаевич расширил тематику предприятия, включившись в создание ракетно-космической техники. Масштабы замыслов и тематический охват работ поражают воображение и сегодня: универсальные баллистические ракеты, маневрирующие боевые части, космические ракеты-носители (от легкого до сверхтяжелого классов), аэрокосмические аппараты различных типов. И все это на фоне продолжения создания новых образцов крылатых ракет. В отдельные годы изделиями разработки ОКБ-52 были оснащены 80% отечественных надводных кораблей и 100% подводных лодок с крылатыми ракетами.
Далеко не всё из грандиозных планов удалось осуществить, но и того, что было сделано, трудно переоценить.
Владимир Николаевич шел непроторенными путями, не боясь принимать нестандартные технические решения. Например, когда предприятие столкнулось с проблемой обеспечения целеуказания для стрельбы крылатыми ракетами большой – загоризонтной – дальности, он предложил «на море надо глядеть из космоса». Эта идея привела к созданию спутников целеуказания УС-А и УС-П. После доработки другой организацией в 1970-е годы ВМФ принял их в эксплуатацию.
Для защиты советской орбитальной группировки в условиях «Холодной войны» Челомей обосновал и предложил первую в мире систему противоспутникового оружия. Прототипом аппаратов – истребителей спутников ИС стал один из первых в мире маневрирующих спутников «Полет-1», запущенный в 1963 году. В 1970-е годы система со спутниками-перехватчиками ИС встала на вооружение войск ПВО страны.
Для комплексного решения задач в составе РВСН и выведения на орбиту спутников ИС и УС, в ОКБ-52 разрабатывалась и испытывалась универсальная ракета УР-200. Хотя она не поступила на вооружение, заложенные технические решения легли в основу межконтинентальных баллистических ракет семейства УР-100 и ракет-носителей семейства УР-500.
Легкая УР-100 стала самой массовой межконтинентальной баллистической ракетой, стоявшей на вооружении РВСН: с 1966 по 1972 годы было развёрнуто 990 пусковых установок этих ракет; одновременно в эксплуатации находились 950 единиц ракет модификаций УР-100 и УР-100М. Дальнейшим развитием семейства стала УР-100Н УТТХ, которая и сегодня стоит на боевом дежурстве. На основе этой ракеты созданы космические носители легкого класса «Рокот» и «Стрела».
«Протон», изначально создававшийся как тяжелая межконтинентальная ракета УР-500, превратился в один из основных носителей советской и российской пилотируемой, прикладной и научной космонавтики. Он применялся для запуска всех советских и российских орбитальных станций «Салют» и «Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых транспортных кораблей снабжения ТКС, а также тяжёлых спутников Земли различного назначения и автоматических межпланетных станций.
Системный подход, выработанный Челомеем, и опыт оснащения вооруженных сил позволили реутовскому предприятию перейти к созданию орбитальных пилотируемых станций (ОПС) «Алмаз» военного назначения. Проектировалась целая система: пилотируемая станция, транспортный корабль снабжения с многоразовым возвращаемым аппаратом и капсула для доставки на Землю из космоса материалов разведки, полученных со станции. ОПС «Алмаз» запускались на орбиту под обозначением «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5». О судьбе первых двух мы писали. После завершения пилотируемого этапа программы на предприятии были созданы автоматические станции для высокодетального дистанционного зондирования Земли с помощью оптических и радиолокационных средств. На орбите они работали под обозначением «Космос-1870» (1987 – 1989) и «Алмаз-1» (1991 – 1992).
Несмотря на нелегкую судьбу, комплекс «Алмаз» оставил богатое наследие, став основной станций «Салют», «Мир» и российского сегмента МКС.
Особо драматическую страницу в деятельности ОКБ-52 занимает «лунная гонка». Проект пилотируемого облета Луны с помощью корабля ЛК, запускаемого на ракете-носителе УР-500К, был разработан в трудные для предприятия времена. В 1965 году предпринимались попытки отстранить ОКБ-32 от космоса, но генеральный конструктор смог отстоять свое детище. Несмотря на разногласия титанов отечественной космонавтики Сергей Королёва и Владимира Челомея, комплекс в составе ракета-носителя УР-500К, разгонного блока Д и пилотируемого корабля 7К-Л1 разработан совместными усилиями их коллективов и использовался на первом этапе советской лунной программы. Беспилотные варианты кораблей под обозначениями «Зонд-5», «Зонд-6», «Зонд-7» и «Зонд-8» в 1968 – 1970 году облетели Луну и возвратились на Землю.
Одним из первых в стране предприятие под руководством Челомея с 1961 года приступило к практическим испытаниям гиперзвуковых аэрокосмических аппаратов.
Кроме работы в области ракетно-космической техники, Владимир Николаевич также занимался «академической» наукой, был преподавателем и общественным деятелем. Действительный член АН СССР по специальности «Механика» в 1964 году получил золотую медаль имени Н.И.Жуковского за лучшую работу по теории авиации, а в 1977 году – золотую медаль имени А.М.Ляпунова, высшую награду АН СССР за выдающиеся работы в области математики и механики. Кроме того, Челомей был членом Национального комитета СССР по теоретической и прикладной механике, членом Международной академии астронавтики, в 1960 году основал в Московском высшем техническом училище (МВТУ) имени Н.Э.Баумана кафедру «Динамика машин» (М2) и бессменно руководил ею до конца жизни.
Начиная с 1974 года, он трижды избирался депутатом Верховного совета СССР по избирательному округу города Чебоксары.
Владимир Николаевич был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, награжден пятью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции и советскими медалями. Удостоен Ленинской и трех Государственных премий СССР.
Внезапная смерть 8 декабря 1984 года помешала Владимиру Николаевичу увидеть многие плоды своего труда. Но созданное им предприятие, его научные идеи, оригинальные технические решения и образцы ракетно-космической техники будут еще долго служить на благо Отечества.
«Владимир Николаевич был высокоодаренным от природы, смелым и решительным человеком, бравшим на себя самые сложные задания без права на ошибку, – вспоминает Герберт Александрович Ефремов, который после смерти Челомея возглавил предприятие и руководил им до 2007 года. – Это требовало не только работы разума, но и сердца… С точки зрения его человеческих качеств имеются разные мнения – нельзя брать в расчет мнения очевидно предвзятые. Кто-то называет его жестким, кто-то – расчетливым. Ну а мог ли другим быть руководитель крупнейшего предприятия страны численностью более десяти тысяч человек, которому было поручено решать сложнейшие и ответственнейшие, никем не решенные ранее задачи?»
Именем Челомея названы улицы и площади в Москве и Реутове, а также астероид, зарегистрированный в международном каталоге под номером 8608. В России, Казахстане и Украине установлены памятники, открыты мемориальные доски, на территории НПО машиностроения создан мемориальный кабинет Челомея. Учреждена медаль его имени, которой награждаются выдающиеся деятели ракетно-космической техники.