Астрофизики раскрыли природу 128 неповторяющихся быстрых радиовсплесков
Наука

Астрофизики раскрыли природу 128 неповторяющихся быстрых радиовсплесков

14 июня 2024 года, 10:25

Над природой быстрых радиовсплесков ученые бьются уже не первое десятилетие — когда-то их даже считали признаками внеземных цивилизаций. И наконец-то астрономы готовы предложить более чем убедительное объяснение по крайней мере части подобных явлений. Для этого они зашли с неожиданного угла, а именно — на основе поляризованного излучения, полученного от 128 неповторяющихся радиоисточников.

Некоторые из быстрых радиовсплесков ритмично исходят из глубин космоса с примерно одинаковой модуляцией и мощью — почти всегда они оказываются порождениями далеких пульсаров. Но таких всплесков ничтожное меньшинство, всего около 3%, а остальные 97% повторяются лишь один раз — и затихают навсегда, предоставляя астрономам широкое поле для догадок. Но и на эту тайну нашлась «отмычка», которой стал Канадский эксперимент по составлению карт интенсивности водорода (CHIME).

Ему удалось зафиксировать и позволить достаточно детально изучить сразу 128 космических взрывов длительностью в считанные миллисекунды. А именно — исходящее от них поляризованное излучение. Другими словами, астрономы впервые сконцентрировались не на интенсивности электромагнитных волн, а на угле их колебания.

Ученые «вспомнили», что радиоизлучение — это те же самые электромагнитные волны, что и видимый свет, просто гораздо более мощные. А значит, к ним применимы похожие методы изучения. И исследование довольно быстро принесло первые результаты — астрофизики заметили, что направление поляризации излучения от неповторяющихся радиовсплесков меняется по двум направлениям: в зависимости от времени и «цвета» (то есть конкретного участка диапазона).

Вскоре стало очевидным, что неповторяющиеся радиовсплески не имеют практически ничего общего со своими ритмично пульсирующими аналогами. В этом во многом помогло поле зрения CHIME — более широкое, чем у многих других радиотелескопов, что позволяло одновременно фиксировать радиовсплески обоих типов. И наконец-то ученые вплотную приблизились к разгадке происхождения этих 97%.

Судя по всему, это не пульсары и не сверхновые, а целые галактики, находящиеся в сотнях миллионов световых лет от нас. При этом с довольно скромными магнитными полями и небольшой плотностью — иначе астрономы наблюдали бы их не только в радио- но и в инфракрасном диапазоне (к примеру, при помощи телескопов «Хаббл» или «Уэбб», уже фиксировавших подобные источники).

За 17 лет было каталогизировано немногим более 1 000 быстрых радиовсплесков. Если большинство из них при ближайшем рассмотрении окажутся галактиками — это в значительной мере продвинет понимание астрономами пейзажа окружающей нас Вселенной во всем ее разнообразии. А поиск инопланетных цивилизаций получит новые, значительно более надежные зацепки.