«Все считают экономику»: Дмитрий Баканов изложил свою «картину мира» российской космонавтики
Мир становится все более конкурентным, в том числе и в космической отрасли, и сегодня России, у которой есть не только прочный и весомый советский научно-технический задел, но и колоссальные возможности, удается держать позиции. В этом смысле перед новым главой Роскосмоса Дмитрием Бакановым, как заметил президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, стоит очень сложная, важная и амбициозная задача — зафиксировать и перевести эти уникальные возможности на новый уровень. Именно об этом — передовых космических технологиях и планах Госкорпорации на ближайшее будущее — и был разговор двух собеседников в программе «Картина мира». Фактически это стало первым большим интервью Дмитрия Баканова с момента назначения на должность.
От морских судов до «Лучей»: как Россия закрывает потребности в ретрансляции и связи
С запуска первого искусственного спутника Земли, благодаря которому СССР фактически открыл всему человечеству путь к изучению и освоению космоса, прошло почти 70 лет. За это время произошло множество других, не менее знаковых событий, на долгие годы закрепивших за страной статус величайшей космической державы: первый полет человека в космос, первый полет женщины на орбиту, первый групповой полет, первый выход в открытый космос, первый облет Луны и посадка на ее поверхность, автоматические миссии на Марс и Венеру, орбитальные станции «Салют» и «Мир» — список, где мы были первыми, можно продолжать бесконечно.
Освоение этого сложного, ранее неизведанного и сопряженного с большими рисками пространства потребовало стремительного развития наземной инфраструктуры. Так в СССР в 1955 году началось строительство первого в мире космодрома, который до сих пор остается крупнейшим, — Байконура. За все время своего существования он стал местом пуска 1547 ракет-носителей, которые в общей сложности вывели в космос 2006 космических аппаратов — от спутников до кораблей и межпланетных станций.
Наземная инфраструктура продолжает расширяться и сегодня. Помимо Байконура, Россия проводит пуски со старейшего военного космодрома Плесецк в Архангельской области — сегодня оттуда стартуют ракеты семейства «Ангара», — а также с территории Амурской области. Там находится космодром Восточный, который называют флагманом российской космической отрасли. Первый пуск с него провели в 2016 году, а в апреле 2024-го с космодрома взлетела тяжелая ракета «Ангара-А5».
С начала космической эры ключевую роль стала играть радиосвязь и обмен данными между Землей и спутниками. В советские годы непрерывность такой связи помогали обеспечивать стоящие в океанах корабли-ретрансляторы, оснащенные мощными антенными комплексами. Они входили в службу космических исследований отдела морских экспедиционных работ Академии наук СССР. С их помощью можно было отслеживать движение спутника и передавать телеметрию с одного судна на другое до наземных пунктов.
Однако в современную эпоху, как подчеркивает Дмитрий Баканов, нужна финансовая эффективность. Поэтому, чтобы не содержать инфраструктуру на Земле и на море вне точек присутствия Российской Федерации, запускаются спутники-ретрансляторы — сегодня они не только выполняют роль прежних кораблей, но и обеспечивают в том числе межспутниковую связь. Прежде всего речь идет о российской системе «Луч», которая находится на геостационарной орбите высотой 36 тысяч километров.
В настоящее время в группировку входит три космических аппарата — «Луч-5А», «Луч-5Б» и «Луч-5В». Они получают данные с других спутников, зондов и даже МКС, которые находятся на низкой околоземной орбите, после чего передают информацию или на другой аппарат, или сразу на Землю. Это позволяет не прерывать связь и передавать большие объемы данных в режиме реального времени.
И это — не единственный функционал системы «Луч», отмечает глава Роскосмоса. Спутники-ретрансляторы также задействуются при запуске ракеты-носителя: когда, к примеру, разгонный блок выводит космический аппарат на орбиту, с него снимается телеметрия, чтобы оценить, в каком состоянии находится тот или иной агрегат. Через «Луч» телеметрия сбрасывается в Центр управления полетами, который и анализирует эту информацию.
Однако геостационарные аппараты могут дотянуться не до всех точек нашей планеты. В этом случае на помощь приходят низкоорбитальные группировки связи, которые расположены на высоте до 2000 километров над поверхностью Земли. Их орбита может быть круговой и эллиптической. Из-за близости к нашей планете задержки при передаче данных практически нет, что имеет большое значение для транспортных систем и высокоскоростного интернета.
«Очень хорошо это применимо для отслеживания рыболовецких судов. Рыболовецкое судно вышло в северные моря, где геостационарный аппарат не дотягивается из-за отрицательного угла. На судне находится антенна и терминал. Через этот терминал та или иная информация поднимается на аппарат, и с аппарата сбрасывается уже к конечному абоненту, который эту информацию должен получить», — объясняет Дмитрий Баканов, который с октября 2016 года по май 2019-го возглавлял компанию «Спутниковая система “Гонец”». Это предприятие выступает оператором и эксплуатирующей организацией одноименной спутниковой группировки на низкой околоземной орбите.
Над низкоорбитальными группировками расположены средневысотные «созвездия» — на высотах до 20 тысяч километров. Эти спутники, которые также вращаются по круговой или эллиптической орбите, применяются для систем позиционирования и навигации. Есть еще один сегмент — высокоэллиптические аппараты, орбиты которых перпендикулярны к геостационарным. Высота в апогее — 36-40 тысяч километров, а в перигее — около 500, 1000 или 1500 километров. Такие орбиты позволяют охватить территории северных широт, до которых не могут достать другие спутники. Основная сфера применения — широкополосная связь и навигация в Арктике.
И сегодня в рамках национального проекта «Развитие космической деятельности РФ на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» предусмотрено серьезное развитие четырех сегментов связной группировки: низкоорбитального, геостационарного, высокоэллиптического и ретрансляционного, подчеркнул Дмитрий Баканов. Официально нацпроект по космосу он презентовал на прошлой неделе.
Часть рисков по «Рассвету» инвестор взял на себя
Развитием группировки для высокоскоростной широкополосной передачи данных на низкой околоземной орбите с глобальным покрытием займется частная компания «Бюро 1440». Проект получил название «Рассвет». По словам главы Роскосмоса, на первом этапе планируется развернуть 300 спутников, а на втором — расширить группировку почти до 1000. С учетом многих технических и экономических факторов разработчики смогли выбрать оптимальное число аппаратов. Завершение формирования этого «созвездия» и запуск коммерческого сервиса намечены на 2027 год.
Ранее Дмитрий Баканов заявил, что группировка «Рассвет» станет ответом Starlink от SpaceX. Но речь идет не о числе спутников — по словам гендиректора, очень важно соревноваться не в количественных показателях, а в качественных. «Задай вопрос любому гражданину на улицах Москвы — знает ли он, сколько в Москве базовых станций [сотовой связи]. Да он даже не догадывается. Но всем важно качество [связи], всем важна услуга», — объяснил Дмитрий Баканов, отметив, что при формировании орбитальной группировки соблюдается точной такой же подход.
«Посчитали то количество абонентов, которых нужно обеспечить связью. Группировка в 350 аппаратов на первом этапе и более чем 900 на втором — этого достаточно. Но все это можно масштабировать, — указал руководитель. — Эта система полностью закроет потребности данного рода связи».
В 2023-2024 годах «Бюро 1440» запустило шесть экспериментальных спутников: на них успешно протестировали все ключевые технологии будущего сервиса связи. «Особенности группировки “Рассвет” — это более 250 космических аппаратов на орбите 800 километров. Это малые задержки, порядка 50-70 миллисекунд. Это скорость для абонентского терминала порядка 1 гигабит в секунду. Это глобальное покрытие», — перечислил преимущества будущей группировки директор департамента космической системы «Бюро 1440» Антон Сивков.
Роль государства в создании целевых спутниковых группировок Дмитрий Баканов пояснил так: «Еще лет 20-30 назад кроме российской и американской навигационных систем ГЛОНАСС и GPS ничего не было, поскольку это очень высокотехнологически емкий сегмент, очень высококонкурентный и дорогой». Каждый такой аппарат стоит серьезных денег, не говоря уже о расходах на их выведение.
«Вы сказали, что это очень дорого. Значит, наше государство идет на дорогой проект [создания широкополосной системы передачи данных]», — уточнил Михаил Ковальчук. «Да, но очень важно, что часть финансовых, инвестиционных рисков инвестор взял на себя», — подчеркнул Дмитрий Баканов, имея в виду работы компании «Бюро 1440» по группировке «Рассвет».
В рамках нацпроекта (на днях Дмитрий Баканов подтвердил его полную готовность на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при президенте Владимире Путине), создается и новая высокоэллиптическая группировка связи, в которую войдут спутники «Экспресс-РВ». Их основной задачей станет обеспечение устойчивой связи и передачи данных на Крайнем Севере. Запуск первого спутника намечен на 2027 год. Производством аппаратов занимается компания «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва (входит в Роскосмос).
Как заметил Дмитрий Баканов, в арктической зоне пролегает Северный морской путь — стратегический транспортный коридор России. Кроме того, семимильными шагами растет рынок беспилотных авиационных систем — по разным оценкам, только в нашей стране их количество достигает нескольких сотен тысяч. Их число будет только расти.
«В арктической северной зоне, где не достают геостационарные аппараты, управлять ими и мониторить их практически невозможно, а наземную инфраструктуру разворачивать крайне дорого. И как раз именно для этого и будет разворачиваться высокоэллиптическая группировка», — пояснил глава Роскосмоса.
На высокоэллиптической орбите будут работать четыре спутника «Экспресс-РВ». И запуск первого из них запланирован на конец 2026 года. Все аппараты уже находятся на изготовлении в ИСС Решетнёв в Железногорске. По словам Дмитрия Баканова, в Госкорпорации внимательно следят за тем, чтобы не было отставаний по срокам.
«Зона радиовидимости Российской Федерации такова, чтобы обеспечить круглосуточную связь — "всегда быть в онлайне" — необходимо четыре спутника [на высокоэллиптической орбите]», — добавил гендиректор Роскосмоса.
Обе этих группировки — низкоорбитальная «Рассвет» и высокоэллиптическая «Экспресс-РВ» — вкупе со стандартным геостационарным телекоммуникационным сервисом и развитием системы «Луч» полностью закрывают потребности России в услугах связи и ретрансляции данных, констатировал Дмитрий Баканов.
Страны БРИКС создали хороший прецедент
Впрочем, любой разговор о наращивании национальной орбитальной группировки поднимает логичный вопрос: как быть с безопасностью космических полетов? В 1957 году на орбиту был выведен первый спутник, и он был в околоземном пространстве один, а сегодня там настоящее столпотворение. В особенности — на низкой околоземной орбите. Как отметил глава Роскосмоса, в прошлом году количество аппаратов в мире превысило 10 тысяч, и только за один 2024-й было выведено на орбиту более 1000 спутников.
Все это рано или поздно приведет к появлению правил «космического движения». Их пока нет, но международной регуляцией занимается одно из подразделений ООН — Международный союз электросвязи ITU (International Telecommunication Union), который четко регламентирует использование радиочастотного спектра и спутниковых орбит. Траекторию полета будущей группировки заранее рассчитывают и баллистики — еще до проектирования. Однако во всем мире уже запущено гигантское количество космических аппаратов аппаратов связи. Проблема взаимодействия спутников и использования частотного ресурса очень серьезна и требует совершенно нового подхода к сотрудничеству между странами.
Как отметил Дмитрий Баканов, этот вопрос бурно обсуждается на площадке Комитета ООН по космосу. Россия в этих дискуссиях тоже участвует, в том числе по линии стран БРИКС. Как напомнил глава Роскосмоса, у нашей страны есть собственная система предупреждения об опасных ситуациях в околоземном космическом пространстве — АСПОС ОКП.
Ее задача — отслеживать объекты в космосе (не только спутники, но и небесные тела — астероиды, кометы и т.д.) и моделировать их сближение друг с другом и с Землей. Она включает сеть наземных станций и оказывает услугу всем, у кого есть орбитальные группировки.
«Таким образом она модерирует трафик [движения спутников]. И здесь очень важно отметить, что эти станции не только на территории нашей страны находятся, но и в Бразилии. Еще одну мы откроем в Венесуэле — как раз для мониторинга и космического пространства, и повышения точности ГЛОНАСС», — объяснил Дмитрий Баканов.
Крайне важное значение имеет работа спутников дистанционного зондирования Земли. В ООН сегодня входят около 200 стран, из которых 190 всегда готовы пользоваться данными с чужих орбитальных группировок. Но есть порядка 10-15 стран, которые так же, как и Россия, имеют колоссальные амбиции технологических суверенитета и лидерства. По мнению главы Роскосмоса, наша страна не может позволить себе не присутствовать в ряде технологических сегментов. И вместе с другими лидерами БРИКС, в частности Китаем и Индией, был создан хороший прецедент.
«Каждый создает свою орбитальную группировку, но ресурсы с этих спутников мы передаем друг другу для тех или иных нужд. Для того, чтобы смотреть на Землю с разным разрешением, под разными ракурсами. <…> Когда было землетрясение [в Индии] и гибли люди, индийские коллеги обратились к нам. И мы со своих аппаратов дали съемку, чтобы они быстрее и эффективнее нивелировали последствия техногенной катастрофы», — напомнил Дмитрий Баканов.
У России есть все, но теперь надо посчитать экономику
Еще одна область космической отрасли, которая стремительно развивается, — это ракеты-носители. Она напрямую зависит от планов в области спутников: чем больше полезной нагрузки нужно выводить, тем больше ракет и пусков будет требоваться. Сегодня в тройке лидеров — Россия, США и Китай, и нашей стране важно удержать позиции.
Благодаря советскому заделу, а также гигантскому инженерному, конструкторскому и научному потенциалу Россия присутствует во всех сегментах космической деятельности. Однако «жизненно важно» пойти по пути, при котором часть бремени затрат будет передана частным инвесторам, указал Дмитрий Баканов. «Сейчас все считают экономику, и экономика привязана к выведению одного килограмма полезной нагрузки на низкую опорную орбиту. И любой заказчик, который хочет вывести свой спутник, открывает прейскурант и смотрит, где дешевле», — рассуждает руководитель Госкорпорации.
У России есть ракеты всех классов — сверхлегкого (конверсионный «Тополь» от Московского института теплотехники), легкого («Ангара-1.2»), среднего («Союз-2») и тяжелого («Ангара-А5»). Однако сегодня стоит задача реализовать технологию возвращаемой первой ступени. Она заложена в проекте новой ракеты «Амур-СПГ», которая будет работать на сжиженном природном газе — метане. «Чистое» топливо и многоразовость позволят предложить более низкую цену на пуски по сравнению с конкурентами, убежден Дмитрий Баканов.
Также Россия активно реализует совместный проект с Казахстаном по космическому ракетному комплексу «Байтерек». Он предполагает создание новой ракеты «Союз-5», которая сможет выводить на орбиту в два раза больше полезной нагрузки, чем ее предшественница, ракета «Союз-2», — 15 тонн.
«То есть мы имеем полностью независимый технологический и военный суверенитет, но теперь нам надо посчитать экономику и сделать это экономически выгодным и конкурентоспособным», — уточнил Михаил Ковальчук. «Абсолютно верно», — ответил Дмитрий Баканов, согласившись с тем, что это одна из ключевых задач, которая перед ним, как перед главой Роскосмоса, стоит сегодня.