Honda успешно испытала свою многоразовую ракету
Технологии

Honda успешно испытала свою многоразовую ракету

18 июня 2025 года, 14:02

Японская корпорация Honda, известная своими автомобилями, устремилась в космос: компания впервые успешно испытала прототип многоразовой ракеты, подтвердив ее способность взлетать, совершать устойчивый полет и мягкую посадку. Это важный шаг к амбициозным целям компании — создать собственные средства выведения полезных грузов на суборбитальную траекторию и околоземную орбиту.

Испытания прошли на полигоне в посёлке Тайки округа Токати префектуры Хоккайдо на севере Японии. Прототип высотой 6,3 м и диаметром 85 см поднялся на высоту 271 м, после чего совершил мягкую посадку в 37 см от заданной точки. Полет длился чуть меньше минуты — 56,6 секунды. Это было первым подобным испытанием для Honda R&D Co., Ltd., дочерней компании Honda Motor Co., Ltd., занимающейся исследованиями и разработками. Основной целью теста была проверка ключевых технологий, необходимых для создания многократно используемой ракеты — устойчивого подъема и спуска, а также управляемой посадки.

Хотя компания всё ещё занимается фундаментальными исследованиями в этой сфере и пока не приняла решения о коммерциализации технологий, Honda продолжает работу над системами, которые позволят осуществить суборбитальный запуск к 2029 году, что предполагает достижение высоты более 100 км (условной «границы космоса»), но без выхода на орбиту. Такие полеты могут быть полезны для проведения научных экспериментов или туристических полетов.

Первые ступени одноразовых ракет падают и разрушаются после одного полета, в то время как многоразовые возвращаются обратно и могут повторно использоваться десятки раз. Это позволяет снизить стоимость запусков и ускорить подготовку новых стартов. Не требуются также зоны отчуждения, в которые падают отработанные ступени.

Honda впервые объявила о работе над космическими технологиями многоразового использования в 2021 году, но детали проекта держала в секрете. В конце 2024 года компания создала отдел космических разработок на базе своего американского подразделения. Такое решение было принято для содействия развитию технологий в США и расширения сотрудничества с американской космической промышленностью. В новом заявлении указывается, что, помимо создания многоразовых ракет, Honda продолжает исследования в области систем «циркулирующей возобновляемой энергии» и ключевых технологий робототехники для использования в космосе.

В апреле Honda также объявила о планах протестировать систему электролиза на Международной космической станции (МКС) вместе с Sierra Space и создать систему регенеративных топливных элементов для поддержания жизнедеятельности — как в космосе, так и на Земле. В мае Honda заключила партнерство с частной космической компанией Astroscale Japan для разработки системы дозаправки спутников на орбите.

Однако Honda — не единственный японский производитель автомобилей, стремящийся вступить в космическую гонку. Ранее в этом году исследовательское подразделение Toyota инвестировало в частную космическую компанию Interstellar Technologies - разработчика ракеты MOMO, предназначенной для запуска в космос наноспутников. Кроме того, Mitsubishi Heavy Industries работает над созданием многоразовой ракетой-носителем для Японского агентства аэрокосмических исследований (JAXA).

Японское правительство активно поддерживает частные космические инициативы. Для этих целей  был создан многомиллиардный фонд, средства от которого направляются на разработку ракет-носителей, спутников и других технологий. Основная цель — удвоить объем космической сферы страны, доведя его до 8 трлн иен ($55,2 млрд) к началу 2030-х годов.

Мировой тренд на многоразовые ракеты уже несколько лет задает американская компания Илона Маска SpaceX с ее носителями серии Falcon и системой Starship/Super Heavy. Однако не отстают и конкуренты —американская Blue Origin Джеффа Безоса создала частично многоразовую ракету New Glenn. Над похожими проектами также работают китайские и европейские компании.

В России также ведется разработка многоразовой метановой ракеты — «Амур-СПГ». За ее создание отвечает ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс». Она будет работать на экологически чистых компонентах топлива — жидком кислороде и сжиженном природном газе (СПГ). Подробнее о характеристиках носителя, его особенностях и преимуществах читайте в нашем материале.