«Россия не разучилась»: Дмитрий Баканов о проблемах и перспективах космической отрасли
Гендиректор Роскосмоса Дмитрий Баканов выступил на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике, в ходе которого ознакомил сенаторов с актуальными задачами и перспективами развития Госкорпорации. Он напомнил, что на прошлой неделе был утвержден национальный проект по космосу, и сейчас настало время приступить к его реализации. О том, сколько пусков планирует провести Роскосмос в 2025 году, каким образом планируется снижать стоимость стартов, чтобы Россия могла конкурировать с теми же Соединенными Штатами, и когда планируется завершить разработку тяжелой ракеты «Ангара-А5В» — Pro Космос собрал главные заявления Дмитрия Баканова.
Не «посыпать голову пеплом», а делать «дешево, серийно и массово»
Свою речь перед сенаторами Дмитрий Баканов начал сразу с одной из наболевших тем последних лет — количества космических пусков. Он обратил внимание, что 2024 год с этой точки зрения был рекордным: в мире было осуществлено 263 запуска с 21 космодрома. Однако Россия провела лишь 17 запусков, что даже меньше, чем в 2022-м и 2023-м годах, когда было выполнено 22 и 19 стартов соответственно.
То же самое касается и орбитальной группировки: из общемировой численности в 10 тысяч действующих космических аппаратов российских только 285. Таким образом, Россия пока занимает 0,7% от общего мирового космического рынка, констатировал Дмитрий Баканов. Однако Роскосмос надеется скорректировать этот тренд и осуществить в 2025 году более 20 запусков.
«Голову пеплом можно посыпать очень долго… Здесь важно понимать, что это не Россия что-то разучилась делать. Просто Соединенные Штаты и Китай научились делать очень дешево, серийно и массово. По сути, сейчас космические аппараты и ракеты используют технологии конвейерной сборки автопрома», — объяснил Дмитрий Баканов.
Чтобы наша страна могла ответить на эти вызовы, была сформирована новая версия национального проекта по космосу, состоящего из восьми федеральных проектов. Как напомнил Дмитрий Баканов, первый из них — «Связь и наблюдение», основная задача которого — обеспечить широкополосный доступ в интернет в любой точке мира и РФ.
В рамках достижения этой цели предусмотрено развертывание орбитальной группировки «Рассвет» частной компании «Бюро 1440». На первом этапе планируется развернуть 300 спутников, на втором — 950. Сейчас на орбите действует шесть аппаратов серии, и с декабря текущего года Роскосмос начнет серийные пуски для разворачивания полноценной группировки. Первый запуск намечен на декабрь, подчеркнул Дмитрий Баканов: по его словам, на орбиту отправят 16 космических аппаратов.
Второй сегмент, которым займется Роскосмос в рамках первого федерального проекта, — это геостационарная связь, так называемый Direct TV (прямой прием ТВ-контента со спутников). Речь идет о VSAT-станциях — терминалах спутниковой связи с антенной небольшого размера. По словам Дмитрия Баканова, Госкорпорация планирует запустить восемь аппаратов на замену спутников, которые сейчас работают на геостационарной орбите.
Третий сегмент направлен на обеспечение широкополосной связи в Арктике за счет спутников «Экспресс-РВ» на высокоэллиптической орбите, а четвертый предполагает развитие системы ретрансляции «Луч». Более подробно о планах по национальной орбитальной группировке Дмитрий Баканов рассказал в программе «Картина мира» с Михаилом Ковальчуком.
Спорная поправка: алгоритм закупки данных ДЗЗ нужно донастроить
Еще одно направление, которое Роскосмос намерен простимулировать к серьезному развитию, — это рынок данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). Намечен ряд мероприятий, способных простимулировать создание спутников ДЗЗ, в частности, с 2026 года вступает в силу федеральный закон о получении данных ДЗЗ для федеральных органов исполнительной власти на платной основе. В бюджете предусмотрено выделение 5 млрд рублей, которые будут доводиться до квалифицированных заказчиков — Росреестра, МЧС, Минсельхоза, Минприроды, Росгидромета.
«Как раз на эти деньги и будут закупаться эти данные», — пояснил Дмитрий Баканов, добавив, что средства пойдут на создание необходимой группировки аппаратов ДЗЗ.
Чтобы обеспечивать потребности страны в съемке поверхности (а это пять миллиардов квадратных километров ежегодно), необходимо порядка 50 космических аппаратов: из них 30 оптико-электронных и 20 радиолокационных. Все это требует средств, и для того, чтобы часть расходов на создание этих аппаратов переложить на рынок, как раз и нужна нормативно-правовая база в виде закона о платности, пояснил Дмитрий Баканов.
«Таким образом потребитель, оплачивая услугу, платит не только государству, но и частнику, который проинвестировал свои деньги в создание этой группировки. К концу лета здесь тоже нужна будет, скорее всего, помощь законодательной ветви власти. К концу лета мы должны будем внести последний акт, который тарифицирует все это дело, и алгоритм, как это движение средств происходит. Поэтому здесь тоже обратимся за помощью», — обратился глава Роскосмоса к сенаторам.
Он пояснил, что осенью потребуется донастройка нормативной базы. В частности, есть рамочный федеральный закон, который описывает схему оплаты данных ДЗЗ, но также к нему идут два подзаконных акта, один из которых — про тариф. Он же является самым спорным, поскольку будет позволять участникам рынка понимать, могут ли они инвестировать в создание космических аппаратов, и хватит ли им денег от госорганов-заказчиков на то, чтобы это окупить.
«Этот тариф мы внесем до сентября, чтобы у нас рынок адаптировался, потому что закон вступает в силу с 1 января 2026 года, — напомнил Дмитрий Баканов. — И, скорее всего, понадобится точечная донастройка алгоритма прохождения этих средств и поправка в федеральный закон».
Еще один федеральный проект в составе нацпроекта по космосу связан с навигацией. Планируется повысить точность российской навигационной системы ГЛОНАСС — до тех значений, которые бы позволили развиваться рынку беспилотников. Сейчас этот показатель составляет порядка восьми метров, а к 2028 году его доведут до 2,7. За счет комплексирования двух систем — ГЛОНАСС и «Рассвет» — к 2031 году будет достигнута дециметровая точность.
Почему РОС станет платформой-дроном
Говоря о федеральном проекте по пилотируемому космосу, Дмитрий Баканов отметил, что с 2028 года Россия начнет работы по сведению МКС с орбиты, и ей на смену придет Российская орбитальная станция (РОС). Основное отличие последней состоит в том, что она будет максимально автоматизированной, по сути, представляя собой платформу-дрон.
Это связано с тем, что следующим этапом развития мировой космонавтики станут межпланетные миссии — по этому пути сейчас идут и американцы, и китайцы, — поэтому новая станция должна стать первым инфраструктурным элементом, пока человек еще не находится на поверхности той или иной планеты.
«У нас по РОС было много споров относительно наклонений [орбиты] и разного рода технических решений. Сейчас консенсусы по этим всем направлениям найдены, и с 2027 года мы начнем ее уже разворачивать. Самое важное, чтобы не появилось прерывности [в пилотируемой программе] после схода МКС [с орбиты] до запуска РОС», — указал глава Роскосмоса.
Курс на экономию: как снизить стоимость запуска ракет
Помимо этого, национальный проект по космосу предполагает снижение стоимости запусков ракет. Несмотря на то, что у России есть носители всех классов — тяжелого («Ангара-А5»), среднего («Союз-2»), легкого («Ангара-1.2») и сверхлегкого («Тополь»), — из-за специфики ценообразования на рынке эти средства выведения стали неконкурентными. До 2014-2015 года Россия занимала 80% рынка пусковых услуг в мире, а сейчас более 70% рынка приходится на компанию SpaceX Илона Маска с ракетой Falcon 9.
«Вообще сейчас все стало утилитарно и меряются уже не просто выведением космического аппарата, а выведением одного килограмма полезной нагрузки на низкую орбиту. У Falcon 9 вывод одного килограмма полезной нагрузки на низкую опорную орбиту стоит 200 тысяч рублей, или порядка $2,5 тыс. У нас на “Союзе-2” пока 500 тысяч рублей», — подчеркнул Дмитрий Баканов.
Сделать Россию снова конкурентоспособной на этом рынке поможет ракета «Союз-5», разрабатываемая в рамках совместного проекта с Казахстаном «Байтерек». Ее первый запуск запланирован на декабрь 2025 года. Этот носитель будет способен выводить в два раза больше полезной нагрузки на низкую опорную орбиту, чем «Союз-2» — 17 тонн вместо 8,7. Соответственно, стоимость выведения полезной нагрузки упадет с 500 до 300 тысяч рублей за килограмм.
«То есть мы еще до Falcon 9 не в полной мере дотягиваемся, но уже во всяком случае можно конкурировать с рядом стран, которым американцам свои заказы отдавать не готовы», — рассуждает глава Роскосмоса.
Впрочем, полноценно бороться за рынок без ракеты с возвращаемой первой ступенью невозможно, поэтому впервые в национальном проекте была заложена технология ракетодинамической посадки ступени («кузнечика»). Оптимизация по экономике возникает за счет того, что первая ступень будет использоваться многократно.
В рамках этого направления Роскосмос работает над новым носителем «Амур-СПГ» с возвращаемой первой ступенью. Причем экономия будет достигаться не только за счет этой технологии, но и благодаря сжиженному природному газу, в частности метану, в качестве компонента топлива.
«Первого "кузнечика" мы планируем показать в конце 2027-го — начале 2028-го года. Можно показать и в следующем году, но только вероятность того, что [полет] будет аварийным, очень высока. 2-2,5 года — это срок, который [для демонстрации подобной технологии] прошли и США, и Китай. Мы смотрим, как можно ускориться, но пока большие обязательства взять на себя не готовы», — добавил Дмитрий Баканов.
Экономичность планируется обеспечить и в рамках работы над тяжелой «Ангарой-А5». В Роскосмосе смотрят на ценообразование и дополнительные накладные, а также оценивают то, что «можно срезать». Кроме того, ракета «Ангара-А5В» будет оснащена кислородно-водородной ступенью, которая позволит выводить на геостационарную орбиту не 2,5 тонны полезной нагрузки, а до четырех. Сроки разработки «Ангары-А5В» подвинули с 2034 на 2030 год.
АЭС и космический буксир: исследования Луны
В рамках федерального проекта «Космическая наука» Госкорпорация совместно с РАН сформулировала те тренды, по которым в настоящее время могла бы конкурировать с остальными мировыми космическими агентствами. Руководитель Роскосмоса вспомнил очень удачный проект обсерватории «Спектр-РГ», за научные достижения получивший международную премию имени Марселя Гроссмана, престижнейшую награду в области астрофизики. По его словам, важно, чтобы в новой программе изучение Луны, Венеры и дальних космических тел производилось на столь же высоком уровне. Также продолжится разработка аппаратов серии «Спектр» для исследования дальнего космоса и поиска внеземной жизни.
К слову о Луне. Ее активное изучение заложено и в другом федеральном проекте — «Космический атом». Сегодня одним из главных трендов среди всех мировых агентств является мультипланетность. Отработку технологий перед отправкой к другим мирам планируется произвести именно на естественном спутнике Земли, который отличается довольно суровыми условиями. Один день там длится 14 земных суток, и солнечная батарея попросту не сможет работать полноценно.
В этом смысле необходимы иные источники энергии, и атомная электростанция, по словам Дмитрия Баканова, — это оптимальный вариант: «Запланировано три инфраструктурных модуля, которые бы эту атомную электростанцию на Луне разворачивали. А также тягач — так называемый ядерный транспортный буксир, который позволит выводить в дальний космос большие полезные нагрузки».
Кадровый вопрос
Мысль о том, что основной проблемой российской космической отрасли является ценообразование, очень высокие накладные расходы и дорогие изделия, проходила красной нитью через почти всю речь Дмитрия Баканова. И этой проблематике уделено внимание и в федеральном проекте «Производственно-технологическая система».
Важно применить новые цифровые решения и технологические подходы и посмотреть на переизбыточный имущественный комплекс, который есть в отрасли. Это позволит увеличить производительность труда. «Сейчас выработка на человека составляет 3 млн, даже в Ростехе 5,2 млн, а в Росатоме — 7,5 млн. Про SpaceX говорить не будем — там 29 млн», — подчеркнул глава Роскосмоса.
Наконец последний федеральный проект в составе нацпроекта касается кадрового вопроса. Без привлечения талантливой молодежи в отрасль будущего у нее не будет, констатировал Дмитрий Баканов. Поэтому Роскосмос реализует несколько системных проектов, в частности «Универсат» и Space-π. В рамках этих научно-образовательных программ студенты собирают в лабораториях кубсаты, а Госкорпорация берет на себя затраты по их выведению на орбиту попутным грузом.
Еще одно направление — это «Созвездие Роскосмоса», консорциум опорных вузов Госкорпорации, куда входят Бауманка, МФТИ, Самарский университет и другие. Лучших студентов этих вузов специалисты Роскосмоса мотивируют переходить на предприятия отрасли. «Таким образом мы создаем кадровый задел для того, чтобы у нас и дальнейшие достижения были, и было чем гордиться — не только нашим прошлым», — резюмировал Дмитрий Баканов.