«Я — Аргон»: как 55 лет назад Береговой пытался провести первую ручную стыковку «Союзов»
Карточки

«Я — Аргон»: как 55 лет назад Береговой пытался провести первую ручную стыковку «Союзов»

26 октября 2023 года

26 октября 1968 года с космодрома Байконур был запущен пилотируемый корабль «Союз-3», на борту которого находился Герой Советского Союза Георгий Береговой. Тогда перед единственным фронтовиком в отряде космонавтов стояла непростая задача — испытать усовершенствованный после гибели Владимира Комарова корабль «Союз» и впервые выполнить в ручном режиме стыковку с беспилотным кораблем «Союз-2». Какие трудности стояли перед Береговым, почему стыковки с «Союзом-2» так и не случилось и к каким последствиям это привело — в нашем материале.

1

Что произошло с «Союзом-1»?

После трех частично успешных испытаний в беспилотном режиме под общим названием «Космос» первый советский пилотируемый космический корабль серии «Союз» был выведен на орбиту 23 апреля 1967 года. Им управлял летчик-космонавт, Герой Советского Союза, инженер-полковник Владимир Комаров. На следующий день должен был стартовать «Союз-2» сразу с тремя космонавтами на борту: Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом, полковником Валерием Быковским, борт-инженером Алексеем Елисеевым и инженером-исследователем Евгением Хруновым.

Комарову предстояло пристыковать свой «Союз-1» к «Союзу-2», откуда через открытый космос к нему на корабль должны были перейти Хрунов и Елисеев. Но этот сложнейший технический эксперимент выполнить не удалось. На «Союзе-1» не открылась одна из двух солнечных батарей, возникло еще множество нештатных ситуаций. Поэтому старт «Союза-2» отменили, а Комарову дали команду возвращаться. С огромным трудом ему удалось направить корабль к Земле, но трагедия пришла, откуда не ждали. Из-за отказа парашютной системы корабль врезался в землю с огромной скоростью, Комаров погиб.

2

Как трагедия с «Союзом-1» повлияла на пилотируемую космическую программу СССР?

Советские инженеры и конструкторы бросили все силы на то, чтобы доработать следующие корабли серии. Была модифицирована и парашютная система: инженеры изменили технологию нанесения тепловой защиты, сделали контейнеры расширяющимися, а их стенки — более толстыми и гладкими.

Полеты четырех кораблей в беспилотном режиме позволили не только подтвердить надежность корабля, но и отработать стыковку двух космических аппаратов в автоматическом режиме. Сначала 30 октября 1967 года состыковались — правда, с замечанием, — беспилотные корабли «Космос-186» и «Космос-188». При повторении эксперимента «Космос-212» и «Космос-213» состыковались идеально, а затем успешно приземлились.

На это ушло полтора года, а космонавты тем временем продолжали подготовку к эксперименту по стыковке и переходу из корабля в корабль. Впрочем, в экипажах произошли некоторые изменения. Дублер Комарова Юрий Гагарин был отстранен от дальнейших подготовок к космическим полетам, а в июне 1967 года к полетам начали готовиться Георгий Береговой (дублер Борис Волынов), Валерий Быковский (дублер Андриян Николаев), Евгений Хрунов (дублер Виктор Горбатко) и Алексей Елисеев (дублер Валерий Кубасов).

В феврале 1968 года Быковского перевели на лунную программу, и экипажи продолжили готовиться в таких составах: Береговой (Шонин), Волынов (Николаев), Елисеев (Горбатко), Хрунов (Кубасов).

3

Что еще, помимо надежности будущих «Союзов», беспокоило советских специалистов?

В мае 1968 года развернулась бурная дискуссия о том, в каком формате проводить сами полеты. Многие предлагали повторить вариант «1+3», не удавшийся из-за катастрофы «Союза-1», при котором один космонавт находится в «активном» корабле, а трое — в «пассивном», и после стыковки космических аппаратов двое космонавтов переходят в «активный» корабль.

Также высказывались идеи о совершении полетов в форматах «1+2» и «2+2»: первый вариант предполагал переход одного космонавта с «пассивного» на «активный» корабль, а второй происходил без перехода. Но, пожалуй, самым «осторожным» с технической точки зрения был формат «0+1», подразумевавший стыковку пилотируемого корабля с беспилотным.

Наконец, 29 мая 1968 года Совет главных конструкторов принял новую программу полетов «Союзов», которая была утверждена госкомиссией 10 июня. На первом этапе ожидался запуск одного беспилотного корабля, после этого планировалось провести полет в формате «0+1», а на третьем этапе, если все предыдущие задачи будут выполнены успешно, должен был состояться полет в формате «1+3».

Первый этап обновленной программы «Союзов» завершился благополучно: запуск беспилотного корабля под названием «Космос-238» состоялся 28 августа 1968 года — весь его зачетный полет прошел в штатном режиме без каких-либо замечаний.

4

Кому из космонавтов поручили управлять новыми «Союзами»?

Несмотря на то, что полет в формате «0+1», утвержденный в рамках второго этапа программы, предусматривал пилотирование «активного» корабля лишь одним космонавтом, советское руководство решило готовить сразу трех — одного основного и двух дублеров. Кандидатов для этого полета предложил помощник главнокомандующего ВВС по космосу генерал-лейтенант авиации Герой Советского Союза Николай Каманин, который с 1961 года официально отвечал за отбор и подготовку советских космонавтов.

С его подачи основным космонавтом экипажа корабля «Союз-3» был выбран Георгий Береговой, в то время как Борис Волынов и Владимир Шаталов выступили его дублерами. Что же касается полета по программе «1+3», то в состав основного экипажа вошли Борис Волынов, Георгий Шонин, Евгений Хрунов и Алексей Елисеев, а в состав дублирующего — Владимир Шаталов, Анатолий Филипченко, Виктор Горбатко и Валерий Кубасов. Решение об утверждении экипажей Военно-промышленная комиссия при Совете Министров СССР приняла 22 июля 1968 года, и уже в начале августа космонавты приступили к подготовке.

15, 24 и 27 сентября 1968 года Береговой, Волынов и Шаталов, готовившиеся к полету на «Союзе-3», провели в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина  три комплексных тренировки на тренажере «Волга». Береговой получил оценки «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично», Волынов — «хорошо», «отлично» и «отлично», а Шаталов — все три раза «отлично». По итогам все трое были признаны годными к полету и 15 октября улетели на космодром Байконур, где их ожидала предстартовая подготовка.

Георгий Береговой (справа) | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
Георгий Береговой (справа) | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина

Однако много лет спустя Волынов рассказывал немного другую версию событий, утверждая, что на комплексных тренировках он и Шаталов получили положительные оценки и улетели на Байконур, а Береговой получил оценку «удовлетворительно», поэтому ему пришлось пересдавать. Он смог прибыть на космодром через два дня, только после того, как получил оценку «хорошо».

Так или иначе, на прошедшем 23 октября заседании госкомиссии командиром корабля «Союз-3» был назначен именно Георгий Береговой, несмотря на то, что лучший уровень подготовки показал Владимир Шаталов.

5

Какие задачи поставили перед Береговым?

Ключевой задачей полета «Союза-3» было испытание корабля в пилотируемом режиме, а вместе с ним и доработанной автоматической системы сближения и стыковки «Игла». Новоиспеченный командир «Союза-3» Георгий Береговой должен был осуществить сближение и соединение с беспилотным кораблем «Союз-2» в сложных условиях — на теневой стороне Земли, вне зоны радиовидимости наземных средств командно-измерительного комплекса.

Причем первоначально предполагалось, что стыковка двух космических аппаратов будет происходить в автоматическом режиме: чтобы все прошло успешно, советские инженеры незадолго до пуска «Союза-3» специально протестировали эту технологию в двух беспилотных полетах, которые завершились успешно.

Предусматривалось и ручное управление — но в случае выхода из строя какого-либо элемента автоматической системы. Однако вопреки первоначальным планам руководство Военно-воздушных сил СССР настояло на том, чтобы сближением с «Союзом-2» управлял именно космонавт.

6

Как проходил полет «Союза-3»?

Корабль «Союз-3» с Береговым на борту стартовал с 1-й площадки космодрома Байконур 26 октября 1968 года — спустя сутки после того, как состоялся запуск беспилотного космического аппарата «Союз-2». Тогда на Земле услышали из космоса знаменитый позывной Берегового: «Я — Аргон». Выведение «Союза-3» на заданную орбиту произошло в точном соответствии с расчетами, и он оказался всего в 11 километрах от цели. Как только прошел сигнал «захват цели» от системы «Игла», началось сближение двух аппаратов.

Сначала операция проходила в автоматическом режиме, а на расстоянии 200 метров от «Союза-2» Береговой принял управление кораблем на себя и пошел на стыковку. Поскольку выполнение и без того непростого маневра осуществлялось в тени Земли и при отсутствии связи, ожидалось, что ориентация «Союза-3» будет выполнена по световым сигналам, установленным на борту беспилотного корабля.

Пресс-служба госкорпорации "Роскосмос"
Пресс-служба госкорпорации "Роскосмос"
7

Что же пошло не так?

При сближении кораблей на расстоянии нескольких десятков метров «Союз-2» автоматически отворачивал от приближающегося «Союза-3», управляемого Береговым. Командир провел еще несколько попыток, но успеха так и не добился — «Союз-2» всякий раз уходил от «Союза-3».

Это происходило потому, что космонавт изначально неверно определил положение по сигнальным огням «Союза-2» и пытался провести стыковку с ним в «перевернутом положении». Свою ошибку Георгий Тимофеевич распознал только после выхода из тени Земли, когда увидел, что антенна системы «Игла» его корабля находится с одной стороны, а на «Союзе-2» — с другой, хотя должны быть напротив друг друга. Из-за того, что взаимная ориентация продольных осей кораблей производилась автоматически, «Союз-2» по мере приближения к нему «Союза-3» попросту отворачивал в сторону.

Береговой доложил о неудаче на Землю, и тогда же выявилась еще одна проблема. Расшифровка данных телеметрии показала, что, поскольку Береговой не вел контроль расхода топлива двигателями, запас, предназначенный для стыковки, к этому моменту уже был исчерпан: на участке автоматического сближения «Союзом-3» было израсходовано 30 килограммов топлива, а за две минуты ручного управления — еще 40 килограммов.

Георгий Береговой | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
Георгий Береговой | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина

Посовещавшись, конструкторы приняли решение посадить оба корабля. Полет беспилотного «Союза-2» завершился 28 октября, тогда как «Союз-3» с Георгием Береговым благополучно приземлился в казахстанской степи 30 октября.

Вот как позднее описывал случившееся сам космонавт: «С 200 метров я стал управлять причаливанием вручную. Корабли сблизились до 30-40 метров. В этот момент я ясно увидел, что бортовые огни “Союза-2” образуют трапецию, и я никак не могу загнать их на одну линию. Я понял, что стыковки не будет, и решил “зависнуть” и ждать рассвета. На светлой стороне Земли я увидел вблизи “Союз-2”, но курсы кораблей расходились на 30 градусов. Я сделал еще попытку приблизиться к “Союзу-2”, но курсы стали расходиться еще больше».

8

Почему опыт неудачной стыковки «Союзов» оказался бесценным?

Береговой провел в космосе почти четверо суток и, помимо своей основной задачи по испытанию корабля в пилотируемом режиме и отработке сближения и маневрирования с другим космическим аппаратом, произвел ряд технических экспериментов по использованию систем и оборудования «Союза-3», а также провел наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства.

Несмотря на то, что Береговой остался недоволен выполненной работой, даже несостоявшаяся стыковка оказалась полезной для будущих космонавтов. Советские врачи и инженеры учли, что производить сближение кораблей в ручном режиме на первых же витках вокруг Земли (то есть сразу после выведения аппарата на орбиту) крайне непросто — в это время космонавт находится в состоянии острой адаптации к условиям космического полета.

Поэтому было решено планировать стыковки на вторые или даже третьи сутки после запуска. Кроме того, инженеры поняли, что производить сближение необходимо на освещенной части орбиты.

9

Как сложилась дальнейшая судьба Берегового и кораблей «Союз»?

За успешное осуществление космического полета и проявленные мужество и героизм Береговой был награжден второй Звездой Героя Советского Союза (первую он получил за боевые заслуги в годы Великой Отечественной войны), а также вторым орденом Ленина. А в 1972 году он возглавил ЦПК имени Ю. А. Гагарина и почти 15 лет занимал эту должность. «Здесь нужно было быть очень твердым, жестким и одновременно человеколюбивым и доброжелательным. В нем уживались две эти струнки — командира и человека», — объяснил назначение Берегового ветеран ЦПК Иосиф Давыдов.

Вклад Берегового в отечественную космонавтику действительно трудно переоценить. Несмотря на большой риск и критический для отечественной космонавтики момент, он взял на себя ответственность и провел возложенный на него эксперимент. Этим полетом Береговой подтвердил, что «Союз» является надежным средством доставки человека на околоземную орбиту. Впрочем, о себе летчик-космонавт говорил скромно: «Таких как я — тысячи, может быть, сотни тысяч».

Георгий Береговой | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина
Георгий Береговой | Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина

С тех пор с космодрома Байконур было произведено свыше 150 запусков «Союзов». В 1971 году корабли этой серии были модернизированы и превращены в транспортные средства для доставки экипажей на орбитальные станции «Салют» и «Мир». В настоящее время более современные модификации «Союзов» служат для отправки космонавтов на Международную космическую станцию и последующего возвращения на Землю. Последний раз корабль этой серии — «Союз МС-23» — вернул домой из долгосрочной экспедиции МКС космонавтов Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также астронавта NASA Франциско Рубио.

Вас может заинтересовать