На «Алмаз» так и не пустили: как началась и закончилась история «челомеевских» космонавтов
В середине 1960-х годов министр общего машиностроения СССР Сергей Афанасьев своим приказом разрешил предприятиям отрасли формировать отряды и группы гражданских космонавтов для испытания своей техники на земле и в космосе. В июне 1969 года в Центральном конструкторском бюро машиностроения (город Реутов) была сформирована группа инженеров для испытаний пилотируемой техники, создаваемой под руководством Владимира Челомея. В 1972 году она была преобразована в группу, куда входили шесть космонавтов-испытателей. Отряд просуществовал 18 лет. Но ни один из «спецконтингента» этой группы не совершил космические полеты ни на станциях серии «Алмаз», ни на транспортном корабле снабжения ТКС.
В середине 60-х годов прошлого века в Центральном конструкторском бюро машиностроения (сейчас НПО машиностроения) под руководством генерального конструктора Владимира Челомея началась разработка ракетно-космического пилотируемого комплекса «Алмаз» — мощного технического средства для оперативной космической разведки с его борта малоразмерных и частично замаскированных объектов.
Военный форпост на орбите
Комплекс «Алмаз» включал в себя орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) и транспортный корабль снабжения (ТКС), состоящий из функционально-грузового блока (ФГБ) и возвращаемого аппарата (ВА). Выведение на околоземную орбиту ОПС и ТКС предполагалось ракетой-носителем Ур-500К («Протон-К»), разрабатываемой в том же ЦКБМ.
В 1966 году был завершен эскизный проект комплекса «Алмаз», а постановление ЦК КПСС и Совмина СССР от 14 августа 1967 года определило сроки его создания и закрепило тактико-технические характеристики.
На ОПС должна была размещаться аппаратура «Агат-1», состоящая из широкопленочного фотоаппарата АСА-34Р и объектива-телескопа с зеркалом диаметром 2 метра и фокусным расстоянием около 7,2 метра. Экипаж на станции должен был не только отснять интересующие минобороны объекты вероятного противника, но и проявить фотопленку, а затем с помощью фототелевизионного устройства по радиоканалам передать изображения на специальные приемные пункты минобороны. Фотопленки с неоперативной информацией можно было сбрасывать на землю в «Капсулах спуска информации».
Отбор инженеров-испытателей
Для обеспечения наземных, а в перспективе и летно-конструкторских испытаний ОПС «Алмаз» и ТКС Владимир Челомей решил создать на предприятии специальную группу из инженеров — создателей этой техники. К ним при отборе предъявлялись требования по состоянию здоровья не ниже, чем к космонавтам, так как предполагалось их участие в космических полетах.
В конце 1967 года на медобследование в Институт медико-биологических проблем отправили группу инженеров предприятия. Обследование длилось очень долго. Наконец, в октябре 1968 года, заключение врачей о годности получили три инженера — Виктор Еремич, Валерий Макрушин и Эдуард Суханов. В начале 1969 года заключение Главной медкомиссии (ГМК) получили Олег Беркович и Леонард Смирический. Через некоторое время Беркович был забракован по здоровью.
В июне 1969 года Еремич, Макрушин, Суханов и Смирический включены в группу инженеров-испытателей, ставшую основой для сознания в ЦКБМ группы (отряда) космонавтов-испытателей.
7 июля 1970 года вышел приказ министра Министерства общего машиностроения (МОМ) с поручением Владимиру Челомею организовать в ЦКБМ подготовку космонавтов-испытателей и космонавтов-исследователей из своих инженеров и других организаций министерства. Этот приказ предписывал Челомею в трехмесячный срок сформировать группу для подготовки космонавтов-испытателей и представить их на утверждение министерству. Этот приказ послужил основой для расширения группы «спецконтингента», в которую входили Еремич, Макрушин, Суханов и Смирический. В феврале 1971 года эту группу пополнили прошедшие медкомиссию Алексей Гречаник и Дмитрий Ююков — инженеры из Филевского филиала ЦКБМ (сейчас КБ «Салют» Центра Хруничева). А вот Еремич и Смиричевский врачами были «забракованы» и выведены из «спецконтингента».
Оставшиеся Макрушин и Суханов, а также прибывшие Гречаник и Ююков приняли участие в наземных испытаниях первой станции ОПС, ставшей после запуска «Салютом-2», и возвращаемого аппарата. Им пришлось испытывать скафандры различных типов, разрабатываемых с учетом особенностей полетов в ВА, анализировать в этих скафандрах удобство управления ТКС и эргономику кабины, испытывать их в невесомости при полетах на самолете Ту-104. Им, как настоящим кандидатам в космонавты, приходилось отрабатывать действия космонавтов в различных нештатных ситуациях на ОПС.
Образование в ЦКБМ группы космонавтов-испытателей
По результатам этих работ Челомей представил в Минобщемаш на утверждение только Эдуарда Суханова и Валерия Макрушина — отобранных в группу «спецконтингента» первыми еще в июне 1969 года. По неизвестным автору причинам Эдуарда Суханова комиссия министерства не утвердила, и он был выведен из группы. И только Валерий Макрушин 22 марта 1972 года был назначен на должность космонавта-испытателя. Эту дату, 22 марта 1972 года, можно считать днем образования группы космонавтов-испытателей ЦКБМ, правда, пока в составе одного человека.
Странный факт: в экипажи для полетов на ОПС «Салют-2» и «Салют-3» назначались только военные командиры и бортинженеры из отряда Центра подготовки космонавтов ВВС, в то время как в ЦКБМ был свой готовый бортинженер Валерий Макрушин.
Через год, 27 марта 1973 года, на государственную комиссию в МОМ были представлены инженеры-испытатели Алексей Гречаник и Дмитрий Ююков. Но опять же комиссию удовлетворил только Ююков, который был назначен на должность космонавта-испытателя. А Алексей Гречаник, в отличие от Суханова, не был отчислен и продолжил испытательную работу в составе группы инженеров «спецконтингента».
В том же 1973 году группу «спецконтингента» пополнил Валерий Романов, прошедший медкомиссию.
Космическая подготовка «спецконтенгента»
Интересный факт: в 1974-1975 годах вся группа «спецконтингента», в которую входили космонавты-испытатели Макрушин и Ююков, а также инженеры-испытатели Гречаник и Романов, прошли углубленную теоретическую подготовку по космическим аппаратам ЦКБМ — ОПС-2 (Салют-3), ОПС-3 (Салют-5) и ВА в должностях командиров и бортинженеров условных экипажей. При этом в ходе полетов этих станций они находились в наземном аналоге и в реальном масштабе времени выдавали рекомендации космонавтам ЦПК, работавшим на орбите. Каждый год все четверо ежегодно проходили медобследование в ИМБП и в любой момент были готовы к включению в летные экипажи. Но этого так и не произошло.
21 мая 1975 года Челомей издал приказ: «Состав группы космонавтов-испытателей ЦКБМ довести до 6 человек». В ЦКБМ был создан отдел № 42, который возглавил Е.Д. Камень. В него перевели Макрушина и Ююкова, а также инженеров-испытателей Гречаника и Романова, а пополнение так и не пришло.
В 1976 году космонавты-испытатели и инженеры-испытатели отдела участвовали в отработке спасательных скафандров «Сокол», «Сокол-КВ», а также «Орлан-Д» для работ в открытом космосе.
В конце 1977 года в отдел из Филевского филиала ЦКБМ пришли еще два инженера-испытателя — Владимир Геворкян и Валерий Хатулёв. Шестерка «спецконтингента» прошла тренировки на Черном море, отрабатывая монтажные работы «в открытом космосе» на глубине 15 м. В октябре 1978 года они начали подготовку к полету на ТКС и ВА, совершали парашютные прыжки и осваивали пилотирование Як-18А.
По результатам этих тренировок 1 декабря 1978 года все четверо инженеров-испытателей (Гречаник, Романов, Геворкян и Хатулёв) решением комиссии рекомендованы на должности космонавтов-испытателей. Только 7 июня 1979 года приказом Челомея по ЦКБМ они назначены на должности космонавтов-испытателей. Возглавил группу Валерий Макрушин.
После выхода этого приказа Макрушин, Ююков, Геворкян и Гречаник продолжили «общекосмическую» подготовку. А Валерий Романов даже был включен в условный экипаж с космонавтами ЦПК ВВС Геннадием Сарафановым и Владимиром Преображенским, с которыми участвовал в государственных межведомственных испытаниях ТКС с ВА по полетной программе на наземном аналоге ТКС в НИИ-30 Минобороны.
К космической подготовке не приступил только Валерий Хатулёв, с переводом которого из Москвы в Реутов возникли проблемы (по неофициальным данным, из-за непредоставления ему квартиры). В 1980 году он был выведен из состава «спецконтингента».
Пополнение группы инженерами-испытателями
В том же 1979 г к группе подключены инженеры-испытатели Анатолий Чех и Борис Морозов, в 1981 г Сергей Челомей (сын генерального конструктора) и Сергей Чучин. Но эти, новые инженеры-испытатели на МВК не представлялись из-за задержки испытательных полетов ТКС и ВА и потому остались инженерами-испытателями «спецконтингента».
19 декабря 1981 года вышло роковое для космонавтов-испытателей НПО машиностроения (бывшее ЦКБМ) постановление ЦК КПСС и СМ СССР о прекращении работ по программе «Алмаз». Их не уволили, но, потеряв перспективу слетать в космос на ОПС «Алмаз», оставалась надежда на испытательные полеты на ТКС к «Салюту-7» или перспективному комплексу «Мир».
Группа «спецконтингента» редеет
Группу стали покидать инженеры-испытатели, так и не ставшие космонавтами-испытателями. Сначала из группы ушел А. Чех, за ним С. Челомей. Остальные еще надеялись полететь на корабле ТКС к станции «Салют-7» и потому старались поддерживать форму: выполнили четырехсуточный переход через перевал Ак-Суу на высоте более 4 км, участвовали в медико-биологических испытаниях ИМБП. Эту надежду не терял и генеральный конструктор Владимир Челомей. Но 8 декабря 1984 года его не стало. Сменивший его Герберт Ефремов видел всю бесперспективность таких надежд и не скрывал своего мнения от космонавтов-испытателей. Романов, Ююков, Гренчаник и Геворкян стали заниматься военной тематикой, но Макрушин и Хатулёв продолжали отстаивать возможность полета на ТКС.
Расформирование группы космонавтов-испытателей
В 1986 году было принято окончательное решение о прекращении подготовки пилотируемого полета корабля ТКС и создании на его базе модулей будущего комплекса «Мир». В результате генеральный конструктор Герберт Ефремов направил письма №4\2313 от 17.09.1986 г. и № 16\4066 в Министерство общего машиностроения с просьбой освободить от должностей космонавтов-испытателей Романова, Гречаника и Ююкова «в связи с изменением тематики предприятия». Макрушина, так как он не желал перепрофилироваться на военную тематику, — «уволить по сокращению штатов», а Геворкяна, так как он не проходил несколько лет медкомиссию, — «по состоянию здоровья».
8 апреля 1997 года просьба Ефремова была удовлетворена, и приказом МОМ № 138 группа была расформирована.
Бывшие космонавты-испытатели
По-разному сложилась судьба «челомеевских космонавтов». Макрушин порвал с космонавтикой и стал водителем московского троллейбуса. Хатулёв, Романов и Ююков вернулись в КБ «Салют» Филевского филиала и работали на разных должностях в Центре Хруничева. Причем Хатулёв даже стал главным конструктором малых связных космических аппаратов. Геворкян тоже работал в КБ «Салют» и со временем стал главным конструктором НПК «МЕЛАР» АН СССР, а позже гендиректором НПО «Терра». Гречаник остался в НПО машиностроения в Реутове, а уйдя на пенсию, несколько лет был директором павильона «Космос» на ВДНХ.
Так закончилась история группы космонавтов ЦКБМ (НПО машиностроения).