Ученые уверены в существовании криовулканов на спутниках Урана
Планетологи стараются всеми доступными им способами оценить геологический потенциал ледяных лун Урана — несмотря на огромное расстояние, отделяющее их от Земли. И в этом неожиданно помогла карликовая планета Церера, а точнее — аналогии, которые можно извлечь из систематических наблюдений за ней. Судя по всему, на спутниках ледяного гиганта все-таки существует полноценный криовулканизм.
Уран — третья по величине планета Солнечной системы, и по многим своим чертам является уникальным. Но его изучение наталкивается на одно весьма досадное препятствие — расстояние. К счастью, ситуация постепенно начинает меняться. Недавно ученым удалось отследить динамику изменений атмосферы ледяного гиганта с помощью телескопа «Хаббл» (в ходе чего был сделан ряд любопытных открытий). А сейчас настала очередь его спутников, в первую очередь пяти крупнейших из них — Оберона, Умбриэля, Ариэля, Титании и Миранды.
Одной из важнейших загадок, касающихся этих космических тел, является существование там криовулканизма. К сожалению, если об Ариэле или Миранде известно хоть что-то, то Умбриэль и Оберон представляют собой настоящую terre incognita. Но существует одна лазейка: насколько можно судить, эти луны по своей морфологии весьма схожи с карликовой планетой Церера, которая изучена заметно лучше. В частности, исследовательский зонд Dawn обнаружил там самый настоящий криовулканизм — в ударном кратере Оккатор.
Ученым пришла в голову мысль сравнить наблюдения «Рассвета» со снимками «Вояджера-2», который пролетал мимо Умбриэля и Оберона. Практически сразу же планетологи уловили сходство между яркими пятнами на Церере (которые, вероятнее всего, являются следами соленой воды) и на лунах Урана. В частности, на Умбриэле был особо тщательно изучен 130-километровый кратер Вунда. Разумеется, снимки «Вояджера-2» не отличались особой детальностью, но даже их хватило, чтобы построить ряд полноценных компьютерных моделей и выдвинуть две ключевые гипотезы.
Согласно первой, яркие отложения в кратере были образованы соленой водой, выброшенной из подповерхностного моря в момент метеоритного удара. Согласно второй, смесь из воды и твердых частиц (вероятно, происходящая из того же источника) могла вырваться наружу в результате спонтанного извержения. Причем Н2О испарилась в космос, а осадок остался.
На Церере можно найти аналоги обоих подобных событий: к примеру, солевые отражения в кратере Оккатор даже называются «солевыми факелами», а неподалеку от него расположена гора Ахуна Монс — полноценный ледяной вулкан. Какой из этих сценариев можно считать верным для спутников Урана — пока установить невозможно. Не исключено, что это сделают китайские ученые, которые на днях презентовали невероятно амбициозный план по проникновению человечества в Солнечную систему.