Жизнь возможна даже на планетах у мертвых звезд
Астрономы, которые не рассматривали системы белых карликов, как пригодные для поддержания жизни, по всей видимости, были не правы: новейшее исследование показывает, что даже вокруг этих мертвых звезд могут скрываться пригодные для существования организмов миры. Это открытие радикально раздвигает границы поиска внеземной жизни. Правда, условия на таких экзопланетах, по сравнению с земными, будут выглядеть весьма экзотично.
Исчерпав запасы топлива для термоядерных реакций, звезды, подобные нашему Солнцу (то есть не слишком массивные) сначала ненадолго разбухают, превращаясь в красных гигантов, а затем становятся белыми карликами. То есть небольшими сгустками электронно-ядерной плазмы, которые в течение последующих миллиардов лет должны лишь медленно остывать. Астрономы считали само собой разумеющимся, что даже если какие-то планеты после такого катаклизма и уцелеют, то все равно будут совершенно неуютными (в первую очередь — из-за отсутствия необходимого тепла).
Но это первое впечатление, по всей видимости, можно считать обманчивым: даже отсутствие термоядерных реакций внутри звезды не делает жизнь на планетах системы белого карлика невозможной. К такому выводу пришел коллектив астрофизиков во главе с Аомавой Шильдс (на фото) из Калифорнийского университета в Ирвине, который провел климатическое моделирование таких миров. Условия на гипотетической скалистой планете в системе белого карлика ученые сравнили с реальной Кеплер-62b, которая вращается вокруг звезды, похожей на Солнце.
И неожиданно выяснилось, что первая вполне может оказаться заметно теплее, чем далекий аналог Земли — несмотря на примерно равное количество энергии, получаемое от звезд. Объясняется этот парадокс сочетанием крайне высокой скорости вращения и особых атмосферных условий. Гипотетический мир обращается вокруг белого карлика всего за 10 часов (и, естественно, находится в приливном захвате), в то время как Кеплер-62b тратит на это 155 дней (то есть находится по этому показателю примерно посредине между Венерой и Меркурием).
Из-за этого на спутнике «нормальной» звезды образуется огромное количество облаков, отражающих исходящее от нее излучение. А спутник белого карлика лишен такой проблемы — поэтому даже тех остатков тепла, которые способно отдать погибшее светило, хватает для его обогрева.
Разумеется, климат — это не единственное, что делает мир пригодным для жизни. К тому же не до конца ясно, как именно планета может оказаться на такой близкой орбите вокруг белого карлика (так, в нашей системе все внутренние планеты будут уничтожены при расширении Солнца). Но, учитывая, что в Млечном Пути как минимум 10 миллиардов белых карликов, астробиологи получают огромное дополнительное поле для деятельности. Тем более, что некоторые из них ведут себя более, чем заметно.