«На пороге большого прорыва»: Олег Кононенко о жизни на МКС, переходе на РОС и биотехнологиях
На МКС космонавты сегодня летают в командировку, но на Российской орбитальной станции (РОС) все должно быть иначе: важно, чтобы новый комплекс стал для них родной лабораторией или вторым домом. Надежду на это выразил командир отряда космонавтов Роскосмоса Олег Кононенко — абсолютный рекордсмен по суммарному времени пребывания на орбите, герой России и Туркменистана, а также инструктор-космонавт-испытатель 1-го класса. Почему на МКС не одиноко, чем от нее будет отличаться РОС и стоит ли в ближайшие четверть века ожидать решающего прорыва в космонавтике, Pro Космос собрал главные тезисы из его интервью.
В июне прошлого года Олег Дмитриевич Кононенко стал первым человеком, который провел на орбите Земли 1000 суток. К моменту завершения своей пятой экспедиции (в ходе которой он отметил юбилей — 60 лет), он пробыл в космосе без малого 1111 дней. Такая насыщенная биография не мешает командиру Отряда космонавтов готовиться к новому, шестому полету.
Подготовка включает в себя обязательное посещение спортзала три раза в неделю. Как подчеркнул космонавт, приятно, что по крайней мере программу тренировок ему не приходится составлять самостоятельно — за него это делают специалисты ЦПК. Кроме того, физические активности включают в себя посещения бассейна и стадиона (Кононенко — КМС по волейболу, пусть этот титул и был получен еще в юности).
Приобретаемая тренировками физическая форма пригодится на МКС, которая все еще совершенно не отель по уровню комфорта. По словам ветерана космических полетов, больше всего там не хватает отдельного помещения для гигиенических процедур. Настолько, что примерно в середине каждой экспедиции ее командиру начинает сниться сон, в котором он принимает душ и ощущает капельки воды, скользящие по коже. Кроме того, остро не хватает удобных кают и тишины.
Впрочем, сну бывалого космонавта это не мешает: по словам Кононенко, он может спать в любой момент и в любом положении — лишь бы была такая возможность. Хотя у новичков на орбите и могут возникать серьезные проблемы с засыпанием в невесомости — некоторым удается проспать всего пару часов.
А вот чувства одиночества на МКС не возникает. Во-первых, космонавты постоянно на связи с ЦУПом, родными и даже товарищами в соцсетях. А во-вторых, только за время полетов Кононенко через станцию прошло больше 40 человек — и со всеми приходилось теснейшим образом общаться. Не хватает разве что тактильности, поэтому космонавты часто похлопывают друг друга по плечу или жмут руки, что уже превратилось в своего рода традицию.
Тем не менее Олег Дмитриевич выразил надежду, что РОС будет не такой. «Думаю, не открою ни для кого секрета, если скажу, что на МКС летают в командировку. <...> Хотелось бы, чтобы на Российскую орбитальную станцию прилетали как к себе домой или в родную лабораторию; чтобы там было удобно жить и работать».
При этом самым интересным объектом для наблюдений в свободное от научной работы время остается Земля: «за один виток я вижу четыре времени года — разные континенты, разные страны, разные климато-географические зоны». Это имеет и огромное моральное значение. По мнению Кононенко, если в ходе полета к отдаленной планете (к тому же Марсу) наш мир исчезнет из иллюминатора, для космонавтов это будет проблемой: «Долго наслаждаться космической чернотой невозможно, а на Землю можно смотреть вечно».
Про другие планеты экипаж МКС думает достаточно часто. В юности Кононенко и его ровесникам казалось, что когда они станут космонавтами, то не будут болтаться на орбите, а сразу полетят к другим планетам, ведь космическая техника развивалась тогда «семимильными шагами»: «Когда полетели "Энергия" и "Буран", я очень переживал, что поздно начал космическую карьеру. Казалось, что к моменту отработки технологии я уже буду несколько староват, и тогда уже первокурсников будут набирать для отправки в космос».
Опасения были преждевременными, а за пределы орбиты Земли ни один из людей пока не вырвался. Но в своих прогнозах на будущее средней удаленности Олег Кононенко уверенно оптимистичен: «Есть ощущение, что мы стоим на пороге большого прорыва в космических технологиях». И не только в космических: из всех экспериментов, проведенных на орбите, самыми интересными глава Отряда космонавтов считает биологические: «Биотехнологии — за ними будущее».