В недрах самого вулканически активного тела Солнечной системы не нашли океана магмы
Новое исследование спутника Ио привело ученых к более чем неожиданному выводу: под поверхностью этого самого вулканически активного тела Солнечной системы нет никакого океана магмы. Это открытие, если оно подтвердится, должно радикально поменять представление о процессах, протекающих не только внутри небольшой юпитерианской луны, но и некоторых далеких экзопланет.
Совокупность наблюдений за Ио — 3600-километровым спутником крупнейшего газового гиганта — позволяет утверждать, что это самое геологически активное тело в Солнечной системе. Только крупных действующих вулканов на нем более 400 — не считая всевозможных разломов и гейзеров. Ученые предполагали, что под поверхностью Ио находится обширный океан расплавленной лавы, которая (движимая частично колоссальной гравитацией Юпитера) неудержимо рвется наружу.
Но новейшее исследование, основанное на последних наблюдениях исследовательского зонда «Юнона», показывает, что этого магматического океана может просто не быть. К такому выводу планетологи пришли, анализируя по косвенным признакам количество приливной энергии, которое луна получает от своей планеты-хозяина — именно она, в теории, должна поддерживать мантию в кипучем состоянии.
Во время двух последних пролетов мимо Ио «Юнона» измерила уровень приливной деформации этого крупного спутника. После чего исследователи объединили эти новейшие данные с архивом уже собранных данных (не без помощи компьютерного моделирования). И результат оказался весьма неожиданным: наблюдаемая степень приливной деформации слишком мала.
Другими словами, гравитации Юпитера просто недостаточно для того, чтобы расплавить внутренности луны. Следовательно, с высокой вероятностью мантия Ио на самом деле твердая, а не жидкая, а «кора» гораздо толще, чем предполагалось.
В то же время внутри спутника могут оставаться локальные области с расплавленной магмой (в конце концов, что-то вырывается оттуда наружу, формируя узнаваемые вулканические ландшафты). Но их масштаб должен быть несопоставим с общими объемами недр планеты. Если данные выводы подтвердятся, то модели вулканизма других тел Солнечной системы (таких как Европа или Энцелад) могут тоже подвергнуться серьезным модификациям. А, возможно, та же судьба ждет и экзопланеты, одну из самых вулканических среди которых недавно открыл телескоп TESS.