Извержения 4,5 млрд лет: новые данные о самом вулканическом мире Солнечной системы
Наука

19 апреля 2024 года, 09:51

Исследовательский зонд «Юнона» продолжает все внимательнее приглядываться к спутникам Юпитера и самому газовому гиганту. «Звездой» новых наблюдений стал Ио — самое вулканически активное небесное тело в нашей Солнечной системе. Проанализировав сделанные этой зимой снимки, ученые получили возможность оценить, как на нее повлияли 4,5 миллиарда лет непрерывных извержений. А попутно установили новые важные факты, касающиеся проблемы юпитерианской воды.

Спутник Ио с его диаметром в 3642 километра — одна из крупнейших лун в Солнечной системе, и, пожалуй, самый геологически активный объект в ее пределах. Больше 400 действующих вулканов (чья активность обусловлена во многом приливными силами Юпитера и других его спутников), потоки лавы длиной в сотни километров и «океаны» серы делают его чем-то похожим на ад в представлении средневековых богословов.

«Юноне» удалось дважды совершить чрезвычайно близкий облет Ио и с расстояния всего в 1500 км разглядеть два уникальных явления на его поверхности. Первый — огромное (больше 200 км в длину) лавовое озеро Локи Патера.

«Удивительные снимки показывают эти сумасшедшие острова, расположенные посреди потенциально магматического озера, окруженного горячей лавой. Зеркальное отражение озера, зафиксированное нашими приборами, предполагает, что определенные районы поверхности Ио гладкие, как стекло и напоминают обсидиан, созданный вулканами на Земле», — рассказал глава команды Скотт Болтон.

Чтобы установить второе явление, ученым пришлось потрудиться. Создав на основе собранных «Юноной» данных практически полноценные карты поверхности Ио, они отметили, что полюса этого раскаленного непрерывным вулканизмом спутника неожиданно холодные. В чем причина такого эффекта — пока непонятно, но исследователи надеются это выяснить.

Зато гораздо более понятным стал вопрос воды на Юпитере. Дело в том, что эта планета, будучи первой в Солнечной системе по времени рождения, должна была содержать большую часть газа и пыли, не успевших войти в состав Солнца, и воды. Но зонд «Галилео», в первый раз исследовавший в 1995 году атмосферу Юпитера, практически не нашел там Н2О, что на десятилетия поставило ученых в тупик.

Лишь новые данные, предоставленные «Юноной», расставили точки над «i». Количество воды вблизи экватора Юпитера оказалось совершенно созвучным с ожиданиями (и даже несколько их превысило). А значит, «Галилео» во время своего визита просто случайно посетил аномально сухой, похожий на пустыню регион.

Недалеко от Ио вокруг газового гиганта вращается другой спутник — гораздо более тихая, уравновешенная и холодная Европа. Но пробуждающая не меньше интереса: планетологи предполагают, что в расположенном под покровом льда соленом океане может находиться жизнь. Шансы на это всегда оценивались как не слишком большие, однако недавнее обнаружение на Европе неожиданно огромных объемов углерода дает повод задуматься об обратном.