Космический телескоп «Евклид» может обнаружить 170 000 мощных гравитационных линз
Телескоп «Евклид», отправленный в космос с целью «охоты» за темной энергией, может оказаться чрезвычайно полезен и в ряде других аспектов. В этом уверены астрономы, которые ожидают, что новейшая орбитальная обсерватория сможет обнаружить в глубинах космоса до 170 тысяч новых гравитационных линз, что выведет на новый уровень изучение ранней Вселенной.
Эффект гравитационного линзирования — искривления пространства-времени вблизи объектов с большой массой — за последние десятилетия нашел активное применение в астрономии. Именно благодаря нему телескопы могут разглядеть в ранней Вселенной галактики, которые иначе из-за своей тусклости были бы обречены остаться незамеченными. Поэтому каждая открытая гравитационная линза обладает высочайшей ценностью для науки.
И «Евклид» потенциально может увеличить их количество на порядок. Несмотря на ряд неприятностей, обрушившихся на него с момента запуска (например, обледенение), он готов приступить к одной из важнейших частей своей миссии: наблюдению за 14 тысячами квадратных градусов неба в поисках многообещающих электромагнитных искажений.
Астрономы ожидают, что в ходе исследования будет найдено по меньшей мере 170 000 сильных гравитационных линз (слабые никто даже не намерен считать). Предполагалось, что существенную помощь в этом поиске окажут алгоритмы искусственного интеллекта. Но теперь ученые вынуждены признать: машинное обучение все еще далеко от совершенства. Поэтому каждое открытие придется подтверждать «живым» астрономам. Вручную.
К такому выводу пришла команда британских исследователей, которая протестировала имеющиеся алгоритмы ИИ применительно к программе Euclid Early Release Observation и обнаружила, что они регулярно выдают ложноположительные результаты. Принявшись за доработку роботизированного помощника, они добились заметного улучшения его точности.
Но, тем не менее, полного устранения ложных срабатываний добиться не удалось. А это значит, что несмотря на бурный рост технологий искусственного интеллекта, он пока не в состоянии заменить «старый добрый человеческий глаз» — даже если добавить второй этап фильтрации. Таким образом, что астрономы из плоти и крови еще долго будут незаменимы. А некоторые открытые ими линзы могут напоминать целые телескопы — длиной в половину наблюдаемой Вселенной.