Китай вывел на орбиту вторую группу спутников для «аналога Starlink»
Запуски

Китай вывел на орбиту вторую группу спутников для «аналога Starlink»

16 октября 2024 года, 12:14

Китай запустил вторую партию из 18 спутников для пополнения орбитальной группировки связи «Цяньфань» – аналога Starlink американской компании SpaceX. В дальнейшем «созвездие» планируется расширить до 15 тысяч аппаратов. Система будет обеспечивать услуги широкополосного доступа в интернет.

Ракета-носитель «Чанчжэн-6А» стартовала 15 октября с космодрома Тайюань, расположенного в провинции Шаньси в Северном Китае. Она успешно вывела на низкую околоземную орбиту вторую партию из 18 спутников связи «Цяньфань» для пополнения одноименной спутниковой группировки.

Орбитальную группировку «Цяньфань» (также известна как Spacesail Constellation или «Тысяча парусов») часто сравнивают со спутниковым «созвездием» Starlink компании SpaceX. Ее основная задача – обеспечить пользователей по всему миру высокоскоростным и стабильным доступом к интернету через спутниковое широкополосное соединение с минимальной задержкой (пингом).

В дальнейшем группировку планируется расширить до 15 тысяч аппаратов. Тем временем компания Илона Маска, которая уже располагает более чем 6300 спутниками на орбите, планирует довести их количество сначала до 12 тысяч, а затем до 30 тысяч.

Первые 18 спутников «Цяньфань» отправились на околоземную орбиту 6 августа, также с помощью «Чанчжэн-6А». Несмотря на успешное развертывание аппаратов, запуск прошел не совсем гладко. По данным американской компании Slingshot Aerospace, отработавшая вторая ступень «Чанчжэн-6А» разрушилась, из-за чего в космическом пространстве образовалось множество обломков, количество которых в разных источниках варьируется от 50 до 300.

Еще одно сходство аппаратов «Цяньфань» со Starlink – их чрезмерная яркость. Астрономы не раз жаловались на то, что «созвездие» SpaceX мешает проводить научные наблюдения, однако в августе досталось и китайским аппаратам, которые, как оказалось, «засвечивают» небо гораздо сильнее. Ученые полагают, что при разработке «Цяньфань» не принимались меры по снижению излучения.

Прошедший запуск стал 539-м для серии ракет-носителей «Чанчжэн». В этот раз в полет отправилась «Чанчжэн-6А» среднего класса, состоящая из двух жидкостных ступеней и четырех разгонных блоков. Это модифицированная версия «Чанчжэн-6», которая в качестве топлива использует керосин и жидкий кислород. Высота ракеты – 50 м, стартовая масса – 530 т, что сопоставимо с «рабочей лошадкой» Falcon 9 от SpaceX. Она может доставить более 4500 кг полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту высотой 700 км и около 5000 кг на низкую околоземную орбиту.