Всё о ракете «Чанчжэн-8А» и новом двигателе YF-75DB
Запуски

Всё о ракете «Чанчжэн-8А» и новом двигателе YF-75DB

9 декабря 2025 года, 14:29

Ракета-носитель «Чанчжэн-8А», которая 6 декабря успешно вывела на орбиту 14-ю группу низкоорбитальных спутников для системы связи, стартовала с коммерческого космодрома Хайнань в Международном аэрокосмическом городке Вэньчан WIAC (Wenchang International Aerospace City,) расположенном в южнокитайской провинции Хайнань. По опубликованным данным, на расчетную орбиту запущены девять спутников системы «Гован».

Модифицированная ракета

«Чанчжэн-8А» — это усовершенствованный вариант ракеты «Чанчжэн-8», созданный Китайской академией технологий ракет-носителей (CALT) для групповых запусков спутников на орбиты малой и средней высоты. Ракета длиной 50,5 м и стартовой массой 371 т способна выводить до 7 т груза на солнечно-синхронную орбиту (ССО) высотой примерно 700 км.

«Чанчжэн-8» — семейство модульных ракет, разработанное для замены носителей прежних поколений «Чанчжэн-2», «Чанчжэн-3» и «Чанчжэн-4». Первая ступень нового средства выведения имеет диаметр 3,35 м. Она оснащена двумя кислородно-керосиновыми двигателями YF-100 (тягой 490 тс), унаследованными от ракеты «Чанчжэн-7», а также двумя дополнительными жидкостными ускорителями. Вторая ступень оборудована двумя криогенными кислородно-водородными двигателями YF-75, унаследованными от «Чанчжэн-3А».

Вариант «Чанчжэн-8А» отличается увеличенной второй ступенью диаметром 3,35 м, на которой установлены два усовершенствованных двигателя YF-75H. В отличие от исходного варианта YF-75D, их тяга возросла до 10 тс за счет повышения скорости турбонасосов. Как и в случае с предыдущей моделью, «Чанчжэн-8А» может использовать головной обтекатель диаметром 5,2 м.

Первый пуск «Чанчжэна-8А» состоялся 11 февраля 2025 года. С тех пор эта ракета летала пять раз: один — с государственного космодрома Вэньчан, а четыре — с коммерческого космодрома на Хайнане. В текущей конфигурации «Чанчжэн-8А» может стартовать с комплекса для исходного «Чанчжэна-8» на коммерческом космодроме.

Главный конструктор ракеты «Чанчжэн-8» Сун Чжэнъюй отметил, что новая ракета обладает превосходными характеристиками, низкой стоимостью, высокой надёжностью и возможностью быстрого запуска. Ее разработка заняла 28 месяцев. За это время было проведено 44 масштабных наземных испытания, что позволило освоить ключевые технологии, подчеркнул руководитель программы Сяо Юнь.

В ходе миссии первая ступень и ускорители носителя использовали в качестве горючего керосин, полученный из угля. Он заменил традиционный «нефтяной» керосин. По официальным сообщениям, новое горючее отличается удобством хранения и транспортировки, низкой стоимостью и стабильностью, что делает его подходящим для частых пусков.

Этот пуск стал 612-м для ракет серии «Чанчжэн» и пятым для модели «Чанчжэн-8А». В CALT объявили, что продолжат работать над снижением затрат и повышением надежности носителей в условиях более плотного графика. В связи с этим специальная группа по испытаниям возьмет на себя контроль за подготовкой и запуском ракет, что позволит одновременно готовить несколько миссий.

Планируется, что со временем первая ступень будет многоразовой — ее оснастят убирающимся шасси и модифицированными двигателями YF-100 с глубоким дросселированием тяги, как у первой ступени ракеты Falcon 9 компании SpaceX.

Новый двигатель

С 2026 года планируется спускать с орбиты отработанные верхние ступени этой ракеты в соответствии с мировыми стандартами. Это станет возможным благодаря новому двигателю YF-75DB, который недавно прошёл сертификацию. С 22 сентября по 18 октября он успешно выдержал серию огневых испытаний. Всего было выполнено девять включений, четыре из которых прошли в разных условиях эксплуатации.

Испытания подтвердили работоспособность двигателя в сложных ситуациях, надёжность его конструкции и функциональность компонентов. Теперь YF-75DB готов к внедрению и применению. Инженеры значительно усовершенствовали двигатель по сравнению с предыдущей версией, которая рассчитывалась на два включения. В новой модели использована система факельного зажигания, позволяющая многократно перезапускать двигатель. Это дает возможность верхней ступени быстро возвращаться с орбиты после завершения миссии, снижая количество космического мусора.

YF-75DB будет установлен на новую модификацию ракеты семейства «Чанчжэн-8», пуск которой запланирован на 2026 год. Нововведение повысит конкурентоспособность носителя на мировом рынке. YF-75DB может включаться несколько раз, обеспечивая выведение полезных нагрузок на различные траектории и последующий спуск с орбиты ступени, выполнившей основную задачу.

Исходный YF-75H, используемый на второй ступени ракеты «Чанчжэн-8А», может включаться повторно, но всего два раза. После запусков таких объектов, как группировка «Синван» (SatNet), верхние ступени этой ракеты остаются на орбитах высотой около 800 км. Разработка технологии увода с орбиты — важный шаг. Было бы полезно внедрить аналогичные модификации для двигателей YF-115. Они применяются на верхних ступенях ракеты «Чанчжэн-6А», которые также находятся на орбитах высотой около 800 км.