Сжечь планету: развитая цивилизация уничтожит свой мир за тысячу лет
Наука

Сжечь планету: развитая цивилизация уничтожит свой мир за тысячу лет

24 сентября 2024 года, 14:12

Рост потребления энергии человечеством неизбежно ведет к постоянному повышению температуры на планете. Исследование ученых из Италии и США показало, что по этой причине максимальная продолжительность жизни технологически развитой цивилизации, подобной земной, составит примерно тысячу лет. К этому времени ее существование станет невозможным из-за адской жары.

Средние температуры на Земле стремительно повышаются с каждым десятилетием. По данным Национального агентства океанических и атмосферных исследований США (NOAA), с 1850 года Земля нагревается на 0,06°C каждые 10 лет. С 1982 года среднегодовой прирост температуры был в три раза выше – 0,20°C за десятилетие.

По прогнозам, к 2050 году этот показатель вырастет еще больше, и на Земле будет становиться на 1,5-2°C жарче каждые несколько лет. По мнению ученых, это прямое следствие сжигания ископаемого топлива, которое растет в геометрической прогрессии с середины XIX века – то есть с начала промышленной революции. Такое значительное повышение температуры в перспективе может сделать жизнь на Земле невыносимой.

Идею о том, что цивилизация приведет планету к перегреву, впервые выразил советский ученый Михаил Будыко в 1969 году. Он утверждал, что вся энергия, используемая человечеством, преобразуется в тепло. Проведенные им расчеты показывали, что при постоянном росте производства и потребления энергии, уровень тепла, производимого людьми, менее чем через 200 лет будет сравнимо с энергией, получаемой от Солнца.

Группа исследователей из Римского университета Тор Вергата и Флоридского технологического института развила эту гипотезу, определив, сколько времени потребуется развитым цивилизациям, чтобы достичь точки невозврата, когда планета станет полностью непригодной для жизни из-за перегрева.

Для этого они провели моделирование, основанное на Втором законе термодинамики. Они также учли темпы промышленного развития и рост энергопотребления. Так, на Земле в период с 1800 по 2023 год потребление энергии возросло с 5653 тераватт-часов (ТВтч) до 183 230 ТВтч, учитывая рост численности населения за это время с 1 до 8 млрд человек.

Как отмечают авторы работы, сейчас тепло, генерируемое человеком, практически не влияет на глобальное потепление, либо вносит лишь небольшой вклад в этот процесс, однако по мере повышения производства отработанного тепла, средняя температура на Земле может повыситься на 1°C, независимо от усиления парникового эффекта из-за использования ископаемого топлива. Однако, если глобальное потребление энергии продолжит расти нынешними темпами, эффект может стать значительным в течение нескольких столетий.

В конечном счете, расчеты ученых показали, что максимальная продолжительность жизни технологически развитой цивилизации составит около 1000 лет.

«Полученные нами результаты показывают, что влияние избыточного тепла может стать существенным не только для будущего Земли, но и для развития любых гипотетических видов, населяющих планеты вокруг других звезд. Следовательно, учет этого ограничения может повлиять на наш подход к поиску технологически развитой цивилизации во Вселенной и на то, как мы интерпретируем результаты таких поисков», - отмечают исследователи.

В том числе, по их мнению, выводы могут частично объяснить парадокс Ферми – отсутствие видимых следов деятельности инопланетных цивилизаций. Они просто сожгли свои планеты до того, как смогли стать мультипланетными и, тем более, межзвездными.

Исследование также предлагает варианты того, что могла бы сделать любая развитая цивилизация для противодействия нагреву своей планеты. Например, ученые предлагают переместить большую часть технологической инфраструктуры за пределы планеты. Другой подход – сокращение потребления энергии за счет замедления экономического роста.

Ранее британский планетолог выразила предположение, что на других потенциально обитаемых планетах в нашей Галактике нет смены дня и ночи. Из-за этого у живых организмов там могут быть совершенно другие биоритмы, влияющие на их эволюцию.