Starship установили на ускоритель Super Heavy перед пятым полетом
Несмотря на разногласия с Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), SpaceX не собирается сбавлять темпы подготовки к пятому испытательному полету тяжелой ракетной системы Starship. В минувшие выходные компания провела ее полную сборку, водрузив корабль «Старшип» на ускоритель Super Heavy. Теперь 120-метровой стальной конструкции предстоит выдержать несколько огневых испытаний, но когда состоится ее запуск — до сих пор неизвестно. Компании необходимо дождаться получения лицензии от FAA.
Технические специалисты SpaceX начали подготовку к сборке самой мощной ракетной системы в истории в пятницу, 20 сентября. Сначала на стартовый комплекс частного космодрома Starbase в Техасе доставили ускоритель Super Heavy B12, который будет использоваться в пятом полете IFT-5. Сначала механизированные руки башни обслуживания «Мехазилла» подняли первую ступень на высоту захвата, а затем аккуратно опустили ее, установив на стартовый стол.
Позднее в Starbase прибыла и вторая ступень — корабль Starship S30, который, тоже с помощью рук «Мехазиллы», водрузили на ускоритель. За сборкой 120-метровой конструкции можно было наблюдать в прямом эфире. После соединения обеих ступеней в SpaceX сообщили, что ракетная система собрана и готова к пятому тестовому полету. Осталось только дождаться одобрения от регулирующих органов.
Ранее FAA сообщило, что выдаст лицензию на IFT-5 не раньше ноября 2024 года, но, по мнению наблюдателей, разрешение может быть получено и раньше. В любом случае SpaceX еще нужно провести ряд огневых тестов системы — они намечены на 23, 24 и 25 сентября.
Ранее компания уже выполнила статический прожиг всех 33 двигателей Super Heavy — 15 июля 2024 года. Между тем огневые испытания шести двигателей Starship состоялись еще раньше — в мае, за шесть дней до четвертого полета системы. Следующим важным шагом должна была стать сборка на стартовом столе (которая уже выполнена). Затем инженеры проведут «генеральную репетицию» запуска.
Впрочем, американский регулятор, судя по всему, не готов «идти в ногу» с компанией Илона Маска. В FAA предупредили, что лицензия на пятый тестовый полет будет выдана в ноябре, так как служба по защите дикой природы потребовала провести дополнительные экологические исследования. Помимо этого, SpaceX нужно решить проблему массового сброса сточных вод и обратить внимание на мощные звуковые волны при старте Starship.
Наконец, FAA необходимо будет внести изменения в лицензию с учетом новой программы полета Starship. Предыдущее разрешение было выдано при условии, что условии SpaceX не будет менять план запуска. Однако позднее стало известно, что в рамках IFT-5 инженеры компании попытаются «спасти» ускоритель Super Heavy при помощи башни «Мехазилла». Представители управления ожидают, что область потенциального воздействия Starship на окружающую среду будет больше, чем предполагалось, а значит, нужно провести консультации с другими учреждениями.
Такое промедление не устраивает SpaceX, которая обвиняет FAA в политически мотивированном поведении. Более того, компания показательно проводит огневые испытания Starship, который предназначен для шестого испытательного полета.