SpaceX провела прожиг двигателей для шестого полета Starship
Технологии

SpaceX провела прожиг двигателей для шестого полета Starship

19 сентября 2024 года, 08:44

На фоне разгорающегося скандала с Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA), которое не спешит выдавать лицензию на пятый полет Starship и обвиняет SpaceX в нарушении норм при прошлых запусках этой системы, компания Илона Маска медленно, но верно готовится к следующему, шестому старту стального «Звездолета». SpaceX провела статический прожиг всех шести двигателей Raptor, установленных на прототипе второй ступени — корабле Starship (заводской номер 31).

Подготовка к статическим огневым испытаниям Starship S31, который предназначен для шестого полета IFT-6, началась две недели назад. 6 сентября прототип корабля отвезли на испытательный полигон Мэсси в Техасе и спустя три дня провели криотест системы (как правило, он выполняется перед огневыми испытаниями). В ночь на 19 сентября (по Москве) Ship 31 заправили топливом и провели успешный прожиг всех шести двигателей Raptor.

Наблюдатели обратили внимание, что SpaceX еще даже не провела пятый испытательный полет Starship, но уже выполнила огневые тесты в рамках подготовки к его шестому запуску. Спешки тут никакой нет: дело в том, что компания Илона Маска рассчитывала осуществить IFT-5 уже в начале сентября, поэтому подготовила Starship и Super Heavy к полету еще в начале августа. Однако в дело вмешалось FAA, которое до сих пор не выдало соответствующую лицензию.

«[Прототипы Starship и Super Heavy для пятого запуска] построены и готовы к полету. IFT-6 будет готов к старту еще до того, как FAA одобрит IFT-5!» — написал Илон Маск в соцсетях.

Свое нежелание выдавать разрешение на IFT-5 регулятор объяснил соображениями безопасности: по словам представителей управления, служба по защите дикой природы потребовала провести дополнительные экологические исследования. Как добавили в FAA, область влияния, которое предстоящий полет может оказать на окружающую среду, оказалась больше, чем предполагалось, поэтому регулятору нужно проконсультироваться с другими учреждениями.

Опасения американских чиновников понять можно, ведь лицензия, которую они выдали SpaceX в июне (разрешала провести сразу несколько запусков Starship без необходимости расследований), совсем не учитывала последние изменения в программе пятого полета. Выяснилось, что компания хочет не просто запустить обе ступени ракетной системы и приводнить их, как во время прошлого старта, но и «поймать» ускоритель Super Heavy при помощи механизированных рук «Мехазиллы», а это более сложная операция.

Учитывая все это, SpaceX сможет получить лицензию на IFT-5 не раньше ноября, констатировали в FAA. По мнению наблюдателей, это означает, что пятый полет Starship может состояться в начале декабре, но если регулятор затянет процесс, то дата старта сместится на 2025 год. Такое развитие событий не устраивает Илона Маска, который убежден, что задержка в выдачи лицензии носит исключительно бюрократический характер.

Более того, ситуация осложняется еще и тем, что FAA хочет оштрафовать SpaceX более чем на $630 тысяч из-за нарушений при запусках Falcon 9 и Falcon Heavy в прошлом году. Тогда компания самовольно внесла изменения в процедуры двух стартов (в июне и июле) и не выполнила ряд обязательных процедур. Маск с такими обвинениями не согласен и собирается подать в суд на FAA за «политически мотивированное поведение».