SpaceX провела прожиг 33 двигателей Super Heavy перед пятым полетом Starship
Технологии

SpaceX провела прожиг 33 двигателей Super Heavy перед пятым полетом Starship

16 июля 2024 года, 09:20

Подготовка к пятому тестовому полету самой мощной космической ракетной системы идет полным ходом. Накануне, 15 июля, на частном космодроме Starbase в Южном Техасе был проведен статический прожиг всех 33 двигателей ускорителя Super Heavy (прототип Booster 12). В SpaceX подтвердили, что огневые испытания прошли успешно. Более того, они состоялись всего через несколько дней после того, как компания запросила у регуляторов пятикратное увеличение частоты запусков Starship в Техасе — до 25 в год.

Ускоритель Super Heavy B12 был доставлен на стартовую площадку для проведения огневых испытаний еще 9 июля. В тот же день «руки» 140-метровой башни обслуживания «Мехазилла» осторожно подняли его в воздух и установили в нужное положение. Фактически огневые тесты начались 11 июля — с частичной загрузки топлива в ускоритель, а на следующий день состоялось испытание на раскрутку турбонасосных агрегатов всех двигателей Super Heavy (они разгонялись до полетной скорости, но сами двигатели не запускались).

Наконец, 15 июля специалисты SpaceX провели прожиг 33 двигателей Raptor, работающих на метане и жидком кислороде. Огневые испытания стартовали в 10:13 утра по Гринвичу (13:13 по мск) и продолжались, по всей видимости, около восьми секунд. Этого времени было достаточно для того, чтобы инженеры убедились в нормальном функционировании всех систем ускорителя. Позднее в SpaceX подтвердили, что статические огневые испытания прошли успешно.

Наблюдатели обратили внимание, что прожиг Super Heavy B12 состоялся через 39 дней после четвертого полета Starship (IFT-4), во время которого компании впервые удалось приводнить ускоритель и корабль. При этом между третьим запуском Starship/Super Heavy и огневыми испытаниями SH B11, который был задействован в IFT-4, прошло еще меньше времени — всего 23 дня. С другой стороны, инженеры SpaceX уже провели огневой тест Starship (заводской номер 30), причем еще в мае, за шесть дней до IFT-4.

Это означает, что следующим важным шагом для подготовки к пятому полету ракетной системы станет ее сборка на стартовом столе. После этого инженеры проведут «генеральную репетицию» запуска, который запланирован на начало августа. Однако перед этим команде SpaceX предстоит завершить работы над новым теплозащитным экраном «Старшипа» (сейчас специалисты как раз заменяют тысячи плиток на внешней обшивке корабля), а также установить переходный отсек на ускоритель.

Впрочем, очередной полет Starship — не единственное, к чему готовятся на космодроме Starbase. Сейчас там ведется строительство второй стартовой площадки: строительные бригады уложили первые несколько сегментов пусковой башни. На этом фоне стало известно, что SpaceX запросила у Федерального управления гражданской авиации США (FAA) разрешение на увеличение частоты запусков Starship в Техасе в пять раз.

Сейчас регулятор позволяет компании проводить пять пусков ракетной системы ежегодно, а также совершать 10 посадок корабля и пять «спасений» ускорителя. Однако компания хочет запускать до 25 «Старшипов» в год и осуществлять столько же посадок обеих ступеней. Более того, помимо Starbase, у SpaceX есть еще стартовая площадка во Флориде, откуда пока проводятся пуски только Falcon 9 и Falcon Heavy. И не так давно компания предложила построить там еще один комплекс, чтобы проводить до 44 запусков Starship в год. Вместе со Starbase это составит 69 ежегодных пусков системы.

Однако против таких планов выступают конкуренты SpaceX, в частности такие компании, как Blue Origin и United Launch Alliance. Они полагают, что запуски стальных «Звездолетов» могут нанести серьезный урон инфраструктуре и местным жителям в случае взрыва и падения обломков на землю. Поэтому они просят FAA ограничить количество пусков Starship — хотя бы с космодрома в густонаселенной Флориде.