Бюрократический тупик: SpaceX обвинила FAA в задержке пятого полета Starship
Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выдаст лицензию на пятый тестовый полет самой мощной космической ракетной системы Starship/Super Heavy не раньше ноября. Причиной тому — требование службы по защите дикой природы провести дополнительные экологические исследования. Такое решение возмутило SpaceX, которая была готова запустить Starship еще на первой неделе августа, а теперь вынуждена ждать два месяца из-за «нелепых», как выразился Илон Маск, бюрократических проволочек.
Ранее наблюдатели обратили внимание, что SpaceX в последнее время почти перестала называть хотя бы приблизительную дату очередного запуска Starship. При этом еще недавно в компании подчеркивали, что система отправится в полет уже в начале сентября. Некоторые предположили, что задержка вызвана изменениями, которые инженеры SpaceX вносят в конструкцию корабля. Однако, как выяснилось, причина совершенно в другом.
В своем недавнем заявлении компания четко дала понять, что мяч полностью на стороне FAA, ведь Starship и Super Heavy были готовы к пятому полету IFT-5 еще в начале августа. «Недавно мы получили оценку даты выдачи лицензии на запуск от FAA, которая указывает срок в конце ноября. Это более чем на два месяца позже ранее объявленного срока в середине сентября», — возмутились в SpaceX.
По мнению сотрудников компании, причина носит бюрократический характер: дело вовсе не в проблеме безопасности полетов, а в требовании провести дополнительный экологический анализ тех процедур, которые уже были проверены ведомствами до этого. Причем FAA уже не в первый раз срывает процесс лицензирования «из-за несерьезных и абсурдных вещей», добавили в SpaceX. Совершенно нелепой ситуацию назвал и владелец компании Илон Маск.
Между тем недавно в Комитете по науке Палаты представителей США прошли слушания по космосу. Во время них один из представителей FAA заявил, что причина низких темпов выдачи разрешений на полеты кроется в самой SpaceX, которой нужно получать одобрение для каждого запуска из-за изменений, вносимых в систему Starship.
«У SpaceX на счету четыре полета, для трех из которых были внесены изменения в лицензию <…>. Именно компания добивается одобрения каждого запуска. В этом и заключается суть процесса», — объяснил заместитель администратора FAA по коммерческим космическим перевозкам Келвин Коулман.
Другое дело, что деятельность регулятора вызывает вопросы не только у SpaceX, что вполне ожидаемо и понятно, но также у конгрессменов и представителей космической отрасли. По их мнению, обновленные правила работы FAA, призванные облегчить и ускорить работу регулятора в области лицензирования, лишь усложнили и замедлили ее. Это угрожает конкурентоспособности США в космосе.
«То, в каком виде это реализуется сегодня, привело к серьезным задержкам с лицензированием, неразберихе и поставило под угрозу наши давние лидерские позиции», — выразил обеспокоенность президент Федерации коммерческих космических полетов Дэйв Кавосса. Он сослался на конкретные проблемы, в частности длительный процесс «предварительной подачи заявки» в FAA. По его словам, компании «застревают в бесконечном процессе согласования» с управлением на долгие годы.
Единственным участником слушаний, попытавшимся защитить обновленные требования FAA, был Коулман. Он отметил, что ведомство разработало новые инструменты, помогающие соискателям лицензий, а увеличение бюджета в 2024 финансовом году позволило расширить штат до 158 человек. В то же время Коулман признал, что отрасль медленно адаптируется к новым правилам: на них перешли всего лишь шесть из 30 существующих лицензий. Также задерживается создание комитета по аэрокосмическому нормотворчеству SpARC, который займется улучшением процесса лицензирования.
Ранее Илон Маск заявил, что первые беспилотные корабли Starship отправятся к Марсу уже через два года. Затем, еще через два года, SpaceX попытается доставить на Красную планету первый экипаж, а примерно спустя 20 лет там должен появиться самодостаточный город.