Регулятор США оправдался после критики из-за задержки пятого полета Starship
Запуски

Регулятор США оправдался после критики из-за задержки пятого полета Starship

16 сентября 2024 года, 12:53

Представители Федерального управления гражданской авиации США (FAA) объяснили, почему не спешат выдавать лицензию на очередной полет тяжелой ракетной системы Starship. По их словам, они ведут очень тесный диалог со SpaceX — на работу с ней направлены значительные ресурсы управления, — но правила едины для всех. Для получения разрешения компании нужно решить ряд вопросов по экологической безопасности — в частности, по массовому сбросу сточных вод и мощным звуковым волнам.

С заявлением по поводу SpaceX американский регулятор выступил на следующий же день после резкой критики со стороны Конгресса США и промышленности. Они выразили свое недовольство новыми правилами FAA, которые усложнили и замедлили работу ведомства по лицензированию запусков. То, что именно бюрократия стала причиной задержки пятого тестового полета Starship, подтвердили и в SpaceX (Starship и Super Heavy были готовы к запуску в начале августа, но FAA будет готово выдать разрешение лишь в конце ноября).

Однако FAA утверждает, что у него хорошие отношения со SpaceX, а сроки выдачи разрешений зависят от выбора, который сделает сама компания. Речь идет, в частности, об объеме лицензии, сроках предоставлении информации, полноте заявки и возможности внести изменения в нее после подачи. Как добавили в управлении, это относится ко всем компаниям.

«Мы очень хорошо работаем со SpaceX. У нас с ними очень тесный диалог», — подчеркнул исполнительный директор по эксплуатационной безопасности Управления коммерческого космического транспорта при FAA Дэн Мюррей. По его словам, на работу со SpaceX и без того направлены значительные ресурсы управления: якобы это включает 80% сверхурочной работы, выполняемой персоналом ведомства. «Мы делаем все возможное, чтобы работать с ними максимально эффективно», — добавил он.

Как напомнили в FAA, лицензия, которая была выдана на запуск Starship в июне, позволяла SpaceX проводить последующие полеты системы без необходимости отдельных расследований. Но при одном условии — если не будет меняться программа полетов. Позднее стало известно, что пятый запуск Starship все же будет отличаться от предыдущих: в рамках него SpaceX попытается «спасти» ускоритель Super Heavy при помощи башни «Мехазилла».

Более того, в FAA подчеркнули, что сведения о том, как полет IFT-5 повлияет на окружающую среду, компания Илона Маска предоставила лишь в середине августа. И область потенциального влияния оказалась больше, чем предполагалось ранее, что требует консультаций с другими учреждениями.

«Ключевым моментом в текущем графике является экологическая экспертиза. Проверка безопасности также еще не завершена, но она проводится в более сжатые сроки», — добавил Мюррей, напомнив о некоторых вопросах, требующих обсуждения — сброс сточных вод из охладительной системы стартовой площадки и мощные звуковые волны, которые возникают при старте Starship.

Ранее стало известно, что FAA выдаст лицензию на пятый полет Starship не раньше ноября из-за того, что служба по защите дикой природы требует провести дополнительные экологические исследования. Это возмутило компанию SpaceX, которая назвала такое промедление нелепым и несерьезным