Регулятор США оправдался после критики из-за задержки пятого полета Starship
Представители Федерального управления гражданской авиации США (FAA) объяснили, почему не спешат выдавать лицензию на очередной полет тяжелой ракетной системы Starship. По их словам, они ведут очень тесный диалог со SpaceX — на работу с ней направлены значительные ресурсы управления, — но правила едины для всех. Для получения разрешения компании нужно решить ряд вопросов по экологической безопасности — в частности, по массовому сбросу сточных вод и мощным звуковым волнам.
С заявлением по поводу SpaceX американский регулятор выступил на следующий же день после резкой критики со стороны Конгресса США и промышленности. Они выразили свое недовольство новыми правилами FAA, которые усложнили и замедлили работу ведомства по лицензированию запусков. То, что именно бюрократия стала причиной задержки пятого тестового полета Starship, подтвердили и в SpaceX (Starship и Super Heavy были готовы к запуску в начале августа, но FAA будет готово выдать разрешение лишь в конце ноября).
Однако FAA утверждает, что у него хорошие отношения со SpaceX, а сроки выдачи разрешений зависят от выбора, который сделает сама компания. Речь идет, в частности, об объеме лицензии, сроках предоставлении информации, полноте заявки и возможности внести изменения в нее после подачи. Как добавили в управлении, это относится ко всем компаниям.
«Мы очень хорошо работаем со SpaceX. У нас с ними очень тесный диалог», — подчеркнул исполнительный директор по эксплуатационной безопасности Управления коммерческого космического транспорта при FAA Дэн Мюррей. По его словам, на работу со SpaceX и без того направлены значительные ресурсы управления: якобы это включает 80% сверхурочной работы, выполняемой персоналом ведомства. «Мы делаем все возможное, чтобы работать с ними максимально эффективно», — добавил он.
Как напомнили в FAA, лицензия, которая была выдана на запуск Starship в июне, позволяла SpaceX проводить последующие полеты системы без необходимости отдельных расследований. Но при одном условии — если не будет меняться программа полетов. Позднее стало известно, что пятый запуск Starship все же будет отличаться от предыдущих: в рамках него SpaceX попытается «спасти» ускоритель Super Heavy при помощи башни «Мехазилла».
Более того, в FAA подчеркнули, что сведения о том, как полет IFT-5 повлияет на окружающую среду, компания Илона Маска предоставила лишь в середине августа. И область потенциального влияния оказалась больше, чем предполагалось ранее, что требует консультаций с другими учреждениями.
«Ключевым моментом в текущем графике является экологическая экспертиза. Проверка безопасности также еще не завершена, но она проводится в более сжатые сроки», — добавил Мюррей, напомнив о некоторых вопросах, требующих обсуждения — сброс сточных вод из охладительной системы стартовой площадки и мощные звуковые волны, которые возникают при старте Starship.
Ранее стало известно, что FAA выдаст лицензию на пятый полет Starship не раньше ноября из-за того, что служба по защите дикой природы требует провести дополнительные экологические исследования. Это возмутило компанию SpaceX, которая назвала такое промедление нелепым и несерьезным