NASA запустит научный зонд Europa Clipper к ледяной луне Юпитера 10 октября
Запуски

NASA запустит научный зонд Europa Clipper к ледяной луне Юпитера 10 октября

4 сентября 2024 года, 09:57

NASA объявило дату запуска космического аппарата Europa Clipper для исследования одного из крупнейших спутников Юпитера — Европы. Старт запланирован на 10 октября из Космического центра имени Кеннеди на мысе Канаверал во Флориде. Отправит зонд в космическое путешествие ракета-носитель Falcon Heavy компании SpaceX.

Основная цель Europa Clipper — определить, могут ли под ледяной поверхностью Европы быть условия для формирования жизни. Ученые считают, что в 20-30 км подо льдом скрывается гигантский океан, вдвое превышающий по объему мировой океан Земли. Одна из задач аппарата – понять, как образовались такие запасы воды, а также узнать больше о геологии и составе спутника Юпитера. Исследователи надеются, что экспедиция позволит лучше понять астробиологический потенциал пригодных для жизни небесных тел за пределами нашей планеты.

Масса Europa Clipper — 2 670 кг, из них 54 кг приходится на радиационную защиту. Зонд будет оснащен 24 двигателями малой тяги, а источником питания станут две солнечные батареи по 4,5 сегмента каждая общей площадью 102 кв. м. На борту будут находиться девять приборов и оборудование для проведения эксперимента по изучению гравитации. Помимо основной полезной нагрузки, на борту также будет установлена небольшая табличка с посланием для иноземных цивилизаций.

Европа — четвертый по размеру и шестой по отдаленности спутник Юпитера. По размерам она немного уступает Луне, ее диаметр — 3100 км (против 3475 км у спутника Земли). Поверхность небесного тела покрыта льдом, атмосферное давление составляет всего одну триллионную часть земного, а средняя температура достигает минус 160℃.

На пути к системе Юпитера Europa Clipper совершит несколько гравитационных маневров (в феврале 2025 и декабре 2026-го). Ожидается, что зонд прибудет к Европе в 2030 году, после чего следующие три года будет проводить исследования. За это время он должен будет совершить около 50 облетов спутника Юпитера. Если радиация не выведет из строя электронику и у аппарата останется достаточно топлива, его работу могут продлить.

В мае зонд доставили в Космический центр имени Кеннеди для подготовки к предстоящему запуску. Во время одного из этапов испытаний специалисты обнаружили, что транзисторы аппарата могут не выдержать полета в глубокий космос. В июле в NASA выразили опасения, что Europa Clipper, на создание которого ушло около $5 млрд, может столкнуться со сбоем и попросту не долететь до Юпитера.