Китай усилит контроль за космосом после опасного маневра американского спутника
Проекты

Китай усилит контроль за космосом после опасного маневра американского спутника

2 сентября 2024 года, 12:53

Американский спутник-шпион в июле 2021 года приблизился к китайскому космическому аппарату «Шицзянь-20» на расстояние 29 км, об этом рассказали эксперты из КНР. Учитывая этот инцидент, а также факт активного развертывания Пентагоном систем для мониторинга космического пространства и потенциального противодействия аппаратам других стран, в Китае заговорили о расширении собственных возможностей в этой сфере.

Китайские исследователи опубликовали в журнале ACMSR статью-обзор на американские спутники системы Geosynchronous Space Situational Awareness Program (GSSAP). В статье подробно описывается текущее состояние системы и планы по ее дальнейшему расширению. Особое внимание уделяется четырем главным программам, среди которых Космический эксперимент среднего уровня (MSX), система наблюдения космического базирования (SBSS), программа геостационарной космической ситуационной осведомленности (GSSAP) и спутниковая группировка Silentbarker.

В материале рассматриваются цели и перспективы этих программ, в том числе отмечается тенденция к высокой мобильности, чувствительности и возможности по развертыванию группировок для информирования о ситуации на орбите. По мнению авторов статьи, Китай должен тщательно отслеживать действия США и реагировать на них, поскольку возможности Вашингтона могут нести потенциальную угрозу Пекину.

В качестве примера приводится инцидент, произошедший в июле 2021 года. Тогда аппарат американской системы GSSAP преднамеренно сблизился с китайским спутником-уборщиком космического мусора «Шицзянь-20» на расстояние 29 км. В то же время в предыдущем отчете говорилось, что два аппарата прошли в 10 км друг от друга. Исходя из этого, а также других приведенных доводов, эксперты призвали расширить китайскую систему осведомленности в космическом пространстве.

Система космического мониторинга способна обнаруживать, отслеживать и каталогизировать объекты и действия в космическом пространстве. По мнению авторов, она может помочь контролировать и поддерживать национальную космическую безопасность, тем самым способствуя обороноспособности и «реализации внешней политики» КНР. Отмечается также, что такие технологии могут пригодится и для других целей – науки, международного сотрудничества и предоставления коммерческих услуг.

Китай уже работает в этом направлении. По данным западных экспертов, Пекин разрабатывает сложную сеть наземных оптических телескопов и радаров для мониторинга космических объектов, которые также могут предупреждать о ракетном нападении. Кроме того, у страны для этих целей, вероятно, есть средства космического базирования – спутники, способные определять характеристики иностранных аппаратов и собирать разведданные. В то же время, по их данным, у Китая нет обширной сети средств мониторинга космического пространства, которые работали бы за пределами границ государства, но решить эту проблему может сотрудничество с другими странами, у которых такие возможности есть.

Несмотря на то, что в статье отмечаются различные потенциальные возможности Китая для развития системы отслеживания космической ситуации, в ней не предлагаются конкретные стратегии или инициативы. Предполагается только, что Китай рассмотрит возможность вывода спутников на ретроградную геостационарную орбиту для этих целей.

В конце июля замминистра ВВС США Мелисса Далтон объявила, что Пентагон развернет сотни спутников на низкой околоземной орбите для борьбы с «угрозами», которые якобы исходят от России и Китая. Прорабатываются также и другие проекты, например, по ремонту военных спутников в космосе, а также по защите космических аппаратов от потенциального «ядерного удара».