Новые китайские спутники излучают гораздо сильнее, чем Starlink
На орбите

Новые китайские спутники излучают гораздо сильнее, чем Starlink

29 августа 2024 года, 14:29

Частые запуски интернет-спутников Starlink регулярно вызывают жалобы со стороны астрономов: по их словам, аппараты настолько ярко излучают, что мешают проводить наблюдения за ночным небом. Однако теперь ученые столкнулись с новой проблемой: оказалось, что новые китайские спутники, запущенные в начале августа для пополнения орбитальной группировки «Цяньфань» («Тысяча парусов»), «засвечивают» небо гораздо сильнее, чем «Старлинки».

Китайские космические аппараты «Цяньфань» были выведены на круговую полярную орбиту высотой около 800 километров. Это намного выше, чем летают американские Starlink, которые, как правило, выводятся на низкую околоземную орбиту высотой от 328 до 550 километров. Вместе с тем при прохождении прямо над головой спутники КНР можно увидеть невооруженным глазом.

Специалисты полагают, что у аппаратов «Цяньфань» отсутствуют меры по снижению излучения, а значит, они будут представлять серьезную проблему для астрономов. Информации об устройстве самих спутников немного, но, по оценкам разных экспертов, они имеют стандартную модульную конструкцию с плоскими панелями, что делает их похожими по форме на Starlink. Что, в целом, неслучайно, учитывая, что «Тысяча парусов» нередко позиционируется как потенциальный аналог группировки SpaceX.

Предполагается, что «Цяньфань» будет насчитывать около 15 тысяч аппаратов. Примерно столько же хочет вывести на орбиту и компания Илона Маска: сначала до 12 тысяч спутников, а затем и до 30 тысяч. Пока же группировка Starlink насчитывает чуть более 6 тыс. аппаратов. При этом SpaceX работает вместе с астрономами над решением проблемы излучения «Старлинков» — якобы им уже удалось снизить уровень их яркости на 90%.

Хотя периодически возникают новые трудности. Так, в последнее время SpaceX начала все чаще выводить на орбиту Starlink, поддерживающие функцию Direct-to-Cell — прямого подключения к смартфонам. Оказалось, что они излучают в пять раз сильнее, чем обычные аппараты этой серии. Это негативно сказывается на качестве съемки широкоугольных телескопов. По словам экспертов, основная причина кроется в ориентации корпуса спутников и их солнечных панелей.

«Пока нет никаких нормативных актов, регулирующих яркость спутников. Мы можем только надеяться, что китайские операторы космических аппаратов уменьшат яркость спутников "Тысяча парусов" и других созвездий», — выразили надежду астрономы.

Первые спутники «Цяньфань» были запущены 6 августа в 09:42 мск с помощью ракеты «Чанчжэн-6А». Пуск производился с площадки LC-9A космодрома Тайюань в северной провинции Шаньси. На орбиту были выведены 18 космических аппаратов. Однако после того как они были успешно развернуты на орбите, вторая ступень носителя разрушилась в космосе, оставив после себя сотни обломков. Разрушение ракеты зафиксировали несколько наблюдателей, а позднее информацию подтвердили и в Китае.