Китай приступил к созданию аналога Starlink — первые 18 спутников уже на орбите
Запуски

Китай приступил к созданию аналога Starlink — первые 18 спутников уже на орбите

6 августа 2024 года, 12:57

КНР провела успешный запуск ракеты-носителя «Чанчжэн-6А», которая доставила на орбиту первую партию спутников связи для будущего «созвездия» G60 Starlink. Пока в космос отправились 18 аппаратов этой серии, а в обозримой перспективе группировка должна расшириться до 15 тысяч аппаратов. Тем самым в Китае хотят составить конкуренцию компании SpaceX, которая уже развернула в космическом пространстве свыше 6 тыс. спутников Starlink.

Пуск ракеты-носителя «Чанчжэн-6А» с 18 спутниками связи на борту состоялся 6 августа в 09:42 по московскому времени. Ракета взлетела со стартовой площадки LC-9A космодрома Тайюань в северной провинции Шаньси. Запуск прошел успешно, все космические аппараты были выведены на заданную орбиту, говорится в официальных китайских СМИ. По данным наблюдателей, речь идет о круговой полярной орбите высотой около 800 км.

Отмечается, что для носителей серии «Чанчжэн» это был уже 530-й пуск. Между тем «Чанчжэн-6А» представляет собой модифицированную ракету нового поколения, которая работает на твердожидком топливе (керосине и жидком кислороде). В отличие от базовой комплектации «Чанчжэн-6», к ней присоединены четыре твердотопливных ускорителя.

Ракета способна выводить на солнечно-синхронную орбиту высотой около 600-800 километров не менее четырех тонн полезной нагрузки. Ее максимальный диаметр составляет 3,35 метра, а высота — 29,2 метра. «Чанчжэн-6А» состоит из двух ступеней и была разработана Шанхайской академией технологии космических полетов совместно с CASC.

Запуск 18 спутников стал лишь первым шагом КНР в создании мегаспутниковой группировки G60, которую называют китайским аналогом Starlink. Масштабный проект по развертыванию 15 тысяч космических аппаратов к 2030 году был запущен в прошлом году. В 2024-м на орбиту отправят 108 спутников, а к концу 2025-го их число на орбите должно вырасти уже до 648 аппаратов. Глобальное же покрытие сети планируется обеспечить к 2027 году.

Созданием спутников G60 занимается шанхайская компания Gesi Aerospace Technology (Genesat). Сборка осуществляется на заводе в шанхайском районе Сонгцзян, мощности которого к концу 2025-го позволят выпускать до 500 спутников в год. Управлять же будущей группировкой будет Shanghai Spacecom Satellite Technology (SSST), которая поддерживается правительством Шанхая, но при этом привлекла около $943 млн от частных инвесторов и государственных предприятий для строительства созвездия.

Примечательно, что G60 — не единственный китайский проект, предполагающий развертывание многоспутниковой группировки. Помимо этого, в КНР ведется работа над программами «Гуо Ван» (будет состоять примерно из 13 тысяч спутников) и Smart Skynet. Создать группировку спутников хочет и частная китайская компания Landspace, которая недавно подала заявку на развертывание 10 тысяч спутников.

Впрочем, смогут ли они составить конкуренцию SpaceX — пока неизвестно. Компания продолжает наращивать свое созвездие Starlink, которое уже насчитывает свыше 6000 работающих аппаратов, а в будущем их численность может вырасти до 42 тысяч. Очередная партия спутников Starlink v2 Mini была выведена на орбиту 4 августа. В космос отправились 23 аппарата.