Спутники Starlink с прямым подключением к смартфонам излучают в пять раз сильнее, чем обычные
На орбите

7 августа 2024 года, 13:12

Новые спутники Starlink, которые обладают функцией прямого подключения к смартфонам, «светят» в небе почти в пять раз ярче, чем традиционные аппараты этой группировки. Отчасти объясняется это тем, что они летают на высоте всего 350 км над поверхностью Земли, в то время как обычные «Старлинки» находятся гораздо выше — на орбите высотой 550 км. Это вызывает беспокойство астрономов, которые полагают, что дополнительное излучение от новых спутников SpaceX может негативно повлиять на их наблюдения.

Первые спутники Starlink с поддержкой сотовой связи (технология Direct to Cell) были запущены в начале января. В том же месяце SpaceX передала первые текстовые сообщения с этих аппаратов на смартфоны и обратно, а затем, с помощью той же технологии, ей удалось опубликовать первый пост в соцсети X (бывший Twitter). Тогда инженеры отметили, что прием сети из космоса был даже более качественным, чем у наземных операторов.

В начале июля число спутников с функцией прямого подключения к смартфонам превысило 100. Основная цель этого проекта — предоставить пользователям широкополосный доступ в интернет, особенно в тех зонах, где наблюдается слабое покрытие сотовой связи. Однако перед этим SpaceX придется вывести на орбиту как минимум 300 аппаратов этой серии — именно столько нужно спутников, чтобы компания могла начать полноценное обслуживание пользователей.

Ранее в SpaceX сообщали, что в 2024 году с помощью нового сервиса можно будет обмениваться  пока лишь текстовыми сообщениями, а через год — появится возможность передачи голосовых сообщений и других данных. В перспективе численность «созвездия» может вырасти до 7500 спутников — такое количество компания указала в обращении к Федеральной комиссии по связи США.

Однако планы SpaceX вызывают беспокойство у сотрудников Международного астрономического союза (IAU). По их наблюдениям, новые спутники Starlink светятся в 4,9 раза ярче, чем обычные аппараты, что негативно отражается на качестве изображений, получаемых широкоугольными телескопами. Основная причина такой яркости, по словам исследователей, — ориентация корпуса спутников и их солнечных панелей.

Так, в частности, если стандартные «Старлинки» специалисты SpaceX покрывают диэлектрической зеркальной пленкой (она отражает солнечный свет в космос, а не рассеивает его в направлении Земли), то для новых аппаратов таких мер пока предпринято не было. Впрочем, даже если это произойдет, то спутники с Direct to Cell все равно будут в 2,6 раза ярче, чем их обычные Starlink, утверждают аналитики в новом исследовании.

С другой стороны, новые «Старлинки», в отличие от старших «собратьев», движутся с большей видимой скоростью и проводят больше времени в тени Земли, что частично компенсирует их негативное влияние на астрономические наблюдения, говорится в статье. И все же экспертов не может не беспокоить стремительный рост спутниковой группировки Илона Маска. По их мнению, вместе с отработавшими ступенями ракет и вышедшими из строя аппаратами они представляют серьезную угрозу не только для других спутников, но и для навигации, мониторинга погоды и даже МКС.