Новая загадка: галактики в плотных средах заметно крупнее
Наука

Новая загадка: галактики в плотных средах заметно крупнее

15 августа 2024 года, 12:16

Международная команда астрономов неожиданно выяснила, что галактики, у которых нет многочисленной «свиты», в среднем почти на треть меньше своих окруженных соседями «собратьев». Это разрешило одну старую космологическую загадку, но моментально создало другую.

Галактики распределены по Вселенной крайне неоднородно. Некоторые находятся внутри огромных кластеров (к примеру, Млечный Путь и Туманность Андромеды — в составе Местной группы численностью более ста галактик), а некоторые дрейфуют сквозь нее в полном одиночестве. Долгое время было загадкой, как именно влияют данные условия на форму и эволюцию галактик (и вообще — влияют ли). Наконец по крайней мере один из аспектов прояснился.

Сделать это помогла огромная выборка галактик, сделанная расположенным на Гавайях телескопом Субару. Для своего исследования команда во главе с Аритрой Гхошем выбрала из него три миллиона самых детализированных галактик. Еще недавно изучение такого огромного массива данных было бы невозможным, но машинное обучение смогло сэкономить ученым несколько сотен лет. Для каждой галактики был начертан круг радиусом в 30 миллионов световых лет и тщательно подсчитано количество «соседей».

Выяснилось, что громадные звездные структуры, находящиеся в «густонаселенных» областях Вселенной в среднем на 25% крупнее «одиночек». Пикантным является то обстоятельство, что современные теории формирования и эволюции галактик не в состоянии объяснить данный факт — согласно им, все должно выглядеть с точностью до наоборот.

Ученые предложили несколько альтернативных гипотез. Согласно одной из них, дело в большем количестве слияний, которые становятся неизбежными в условиях значительного числа «соседей». Другая предполагает, что галактики в «скученных» районах Вселенной крупнее уже на этапе формирования. Не обошлось и без попыток «притянуть» к объяснению загадочную темную материю, сделав ее гравитационное влияние главным «виновником» растяжения галактик в пространстве.

Тем не менее оспорить результаты исследования пока вряд ли получится: все предыдущие команды имели дело с выборками, на несколько порядков менее крупными. Более того, у астрономов есть все основания надеяться, что их работа станет отправной точкой для многих подобных научных предприятий, показав, как можно оперировать по-настоящему большими объемами данных. «Очень скоро большие выборки станут нормой в астрономии, и наше исследование является тому прекрасной демонстрацией», — резюмировал доктор Гхош.