Американский 3D-принтер напечатал четыре детали во время суборбитального полета
Технологии

Американский 3D-принтер напечатал четыре детали во время суборбитального полета

11 июля 2024 года, 12:05

Американские ученые успешно испытали новую технологию 3D-печати в космосе. В июне они отправили принтер в суборбитальный полет на борту космоплана VSS Unity компании Virgin Galactic. Почти за 2,5 минуты в невесомости он смог напечатать четыре пластиковые детали. Протестировать прибор теперь планируют на МКС. Ожидается, что в будущем с помощью него можно будет печатать на орбите все, что угодно — от деталей космических аппаратов до человеческих тканей и органов.

Группа исследователей из Калифорнийского университета в Беркли под руководством Тейлора Уодделла отправила к границе космоса 3D-принтер SpaceCAL во время седьмого суборбитального полета Virgin Galactic 8 июня. Микрогравитационный прибор провел в невесомости 140 секунд на борту космоплана VSS Unity. Первые испытания инструмента прошли успешно: за такой короткий промежуток времени он успел напечатать четыре тестовые детали из жидкого пластика материала, получившего название PEGDA.

«Мы смогли продемонстрировать — сначала просто в условиях невесомости, а теперь и в космическом полете, что печать деталей в условиях микрогравитации возможна <…> Мы надеемся, что когда-нибудь технология может быть использована для производства всего: от деталей и инструментов для космических аппаратов до новых контактных линз и зубных коронок для членов экипажа», заявил Уодделл.

3D-печать, также известная как «аддитивное производство», значительно эволюционировала с тех пор, как была впервые запатентована в 1980-х годах. В 2017 году группа инженеров из Калифорнийского университета в Беркли и Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса под руководством Хейдена Тейлора разработала новый тип печати компьютерную аксиальную литографию (CAL). В основе технологии лежит свет, который используется для придания формы твердым объектам из вязкой жидкости. Этот метод расширил диапазон геометрических форм, которые можно напечатать, благодаря чему значительно выросла скорость производства 3D-изделий.

CAL отличается от других технологий 3D-печати тем, что позволяет создавать новые объекты чрезвычайно быстро примерно за 20 секунд. Это особенно актуально для космонавтов, которые смогут быстро производить детали в экстренных случаях, а значит, им не нужно будет запасаться кучей запчастей во время длительных космических полетов.

Инженеры уже протестировали работу CAL с 60 различными материалами и выяснили, что принтер отлично справляется с силиконами, стеклокомпозитами и биоматериалами.«Если космический корабль выходит из строя, можно будет напечатать уплотнительные кольца, механические крепления или даже инструменты», поясняют создатели нового метода. CAL также пригодится для экстренной помощи экипажу на орбите он сможет напечатать зубные протезы, трансплантаты и другие персональные экстренные медицинские средства. В будущем он, возможно, сможет печатать и человеческие органы или ткани.

Протестировать технологию в ближайшее время планируют на Международной космической станции (МКС) соответствующий грант исследователям выдало NASA. Во время предстоящих экспериментов ученые попытаются выполнить биопечать на орбите. Долгосрочная же цель напечатать органы в космосе, после чего доставить их на Землю. Исследователи отмечают несмотря на то, что разработки предназначены для космоса, они принесут пользу людям и на нашей планете.