Опасно для жителей и экологии: Blue Origin протестует против запусков Starship
Запуски

Опасно для жителей и экологии: Blue Origin протестует против запусков Starship

28 июня 2024 года, 12:59

Между космическими компаниями американских миллиардеров Джеффа Безоса и Илона Маска назревает ожесточенная вражда. На днях компания Blue Origin подала жалобу в Федеральное управление гражданской авиации (FAA) на своего главного конкурента — SpaceX, выступив против частых запусков Starship. Компания Безоса опасается, что мега-ракета несет угрозу близлежащим населенным пунктам, поэтому просит ограничить ее пуски — хотя бы из Флориды.

В мае Илон Маск объявил о планах увеличить частоту пусков корабля Starship с ускорителем Super Heavy до 44 в год. До настоящего момента все испытательные старты тяжелой ракетной системы осуществлялись с частного космодрома компании Starbase в Южном Техасе, однако бизнесмен хочет запускать «Звездолеты» и с площадки LC-39A, которую SpaceX арендует у NASA во Флориде — в Космическом центре имени Джона Кеннеди.

Однако категорически против этого выступает Blue Origin, которая на прошлой неделе направила жалобу в FAA. Компания опасается, что Starship окажет негативное воздействие на окружающую среду — большее, чем любая другая пусковая система. Речь идет, в частности, о потенциальном загрязнении воздуха опасными химическими веществами, громком шуме и вибрации, а также нарушении сообщения между близлежащими городами из-за перекрытия дорог. Кроме того, запуски могут навредить местным жителям — в случае взрыва и падения обломков на землю.

В этой связи Blue Origin попросила американского регулятора ограничить количество запусков Starship с космодрома во Флориде, создать дополнительную инфраструктуру для стартов, чтобы «распределить воздействие», и оценить экологические испытания, ранее проведенные в Starbase. При этом сам Илон Маск уже отреагировал на заочный выпад Джеффа Безоса. «Подайте в суд на Origin», — написал он в соцсетях.

В скором времени FAA должно выпустить заявление о воздействии на окружающую среду (EIS) — в нем будут оценены экологические риски, связанные с выдачей SpaceX лицензии на запуск «Старшипа». Более тщательный анализ потребовался из-за увеличения числа планируемых пусков — с 24 до 44. При этом экологическая экспертиза, которая была проведена NASA в 2019 году, показала, что запуски Starship из Флориды не окажут существенного влияния на окружающую среду.

Тем не менее во время запуска тяжелой системы в апреле 2023 года разрушительные последствия оказались более серьезными, чем полагали аналитики. Так, во время взлета ускорителя обломки долетели до Мексиканского залива, а облако пыли достигло небольшого городка. Кроме того, ударная волна была подобна взрыву вулкана. На сегодняшний день было проведено пока только четыре испытательных полета Starship, последний из них завершился успехом — SpaceX впервые удалось приводнить и корабль, и ускоритель.

Нынешняя жалоба BlueOriginна SpaceX— уже не первый случай, когда сталкиваются два гиганта космической отрасли. Ранее компания Джеффа Безоса подала в суд на NASAиз-за контракта на лунный посадочный аппарат, заключенного с компанией SpaceX. Сначала суд отклонил иск, но в прошлом году Blue Origin получила контракт на создание аппарата Human Landing System (HLS) для программы «Артемида».