Полвека пролежал в коробке: найденный 48 лет назад камень оказался метеоритом
Наука

Полвека пролежал в коробке: найденный 48 лет назад камень оказался метеоритом

26 июня 2024 года, 14:01

Десятки тысяч метеоритов найдены на Земле за всю ее историю. Но идентифицировать удается единицы: не зная точной траектории космических глыб или их химического состава, это практически невозможно. Но на этот раз планетологам повезло: полвека пролежавший в коробке камень наконец-то был надежно связан с конкретным небесным телом. Причем одним из самых старых за всю историю человечества.

С метеоритами человечество имеет дело давно. Еще в гробнице Тутанхамона было найдено два клинка из метеоритного железа (считавшегося тогда магическим). Несмотря на это, до сих пор лишь для полусотни из найденных на земле космических «гостей» удалось более-менее точно установить их возраст и происхождение. Но недавно этот короткий список пополнился — причем неожиданным образом.

В 1976 году австрийский лесничий Йозеф Пфефферле расчищал недалеко от деревеньки Ишгль последствия схода лавины. Среди камней оказался странный темный булыжник — весом чуть меньше килограмма и словно обгоревший. Лесничий положил камень в свою сумку и отнес домой в качестве сувенира.

Тридцать два года камень лежал в коробке, пока выпуск новостей не натолкнул Пфефферле на мысль, что «сувенир» может оказаться метеоритом. И ученые из ближайшего университета подтвердили его догадку. Более того, метеорит явно был свежий, попавший на Землю совсем недавно. Однако потребовалось еще 16 лет, чтобы точно установить, что это за пришелец и откуда конкретно он взялся.

К счастью, с 1966 года в северных предгорьях Альп работала сеть из 25 камер, которая собирала изображения ночного неба и до своего закрытия в 2022 году зафиксировала около 2000 ярких небесных явлений. Команда исследователей во главе с Марией Грицевич отыскала негативы в Аугсбурге и начала систематически проверять наблюдения. Крупных метеоритов оказалось всего 12 штук, и из них только три почтили землян своим присутствием до 1976 года. А точное совпадение с местом находки дал лишь один.

Огненный шар, осколок которого упал рядом с деревней Ишгль, описал дугу над горизонтом ранним утром 24 ноября 1970 года. Причем падал он довольно быстро — со скоростью 72 000 км/ч. По совокупности данных ученые сделали вывод, что когда-то этот метеор вращался вокруг Солнца по орбите, близкой к земной, а не в Главном поясе.

Кроме того, из всех найденных и досконально изученных метеоритов (пусть здесь и существует некая вероятность ошибки) ишгльский — третий по возрасту. Его дальнейшее нахождение в руках ученых может открыть много новых фактов о нашей Солнечной системе. Однако не все люди считают это чем-то важным — например, шведский землевладелец Юхан Бензельшерна фон Энгестрем через суд отобрал у музея метеорит, упавший на его участке. Трудами юристов прилетевший из космоса осколок камня был признан его «недвижимым имуществом». Впрочем, шведские исследователи не теряют надежд вернуть камень в музей.