Житель Швеции отсудил у геологов упавший на его участке уникальный метеорит
На орбите

Житель Швеции отсудил у геологов упавший на его участке уникальный метеорит

25 марта 2024 года, 14:29

Шведский землевладелец отстоял в суде право оставить себе метеорит, который упал в принадлежащем ему сосновом лесу в 2020 году. Стокгольмский апелляционный суд признал метеориты недвижимым имуществом и постановил, что уникальный камень из глубин космоса должен быть изъят у музея и передан владельцу участка. Последней надеждой геологов остается Верховный суд в Стокгольме.

В ноябре 2020 года густую хвойную чащу с огромной скоростью пронзила каменная глыба, глухо врезавшись в покрытую мхом землю. Это был метеорит, который отслеживали астрономы сразу в нескольких странах. Потребовалось больше недели поисков, чтобы найти уникальный, 12-килограммовый объект и, с соблюдением всех предосторожностей, отнести его в лабораторию.

«Для меня это была находка всей жизни. Это было так впечатляюще! Особенно знать, что ему [метеориту] всего несколько дней!» — рассказал Андреас Форсберг, который вместе с другом, геологом Андерсом Зеттерквистом, обнаружил все крупные обломки космического тела.

В момент находки они еще не знали, что спустя короткое время против них будет начато судебное разбирательство, которое продлится четыре года и приведет к изъятию камня на неясные нужды крупного шведского землевладельца, который заявил свои права на все, что так или иначе оказалось на «его» земле. В конце прошлой недели именно такое решение вынес шведский апелляционный суд.

Большинство метеороидов сгорают в атмосфере Земли, до поверхности планеты долетают единицы. За всю историю Швеции найденный обломок — всего лишь десятый, а его необычайное богатство железом делает его и вовсе одним из самых уникальных объектов, попавших в последнее время на Землю из космоса.

«Падения железных метеоритов чрезвычайно редки во всем мире — это единственное когда-либо наблюдавшееся падение железного метеорита в Швеции. Почти за 40 лет в науке о Земле я впервые дотронулся до недавно упавшего метеорита», — отметил Дэн Холтстам, старший научный сотрудник Шведского музея естественной истории, где хранился космический гость.

Но что такое ценность для науки, если на «сером» рынке частных коллекционеров обломок камня может принести десятки тысяч долларов? Именно так решил владелец поместья, где был найден метеорит, Юхан Бензельшерна фон Энгестрем, который спустя неделю после публикации статьи о находке направил в музей письмо с заявлением о праве собственности.

В каждой стране свои законы, регулирующие право собственности на найденные метеориты. В большинстве стран они принадлежат или государству, или первому, кто до них дотронется. Но в Швеции таких законов нет. Поэтому ничего удивительного, что после того как окружной суд Уппсалы в 2022 году вынес решение в пользу геологов, апелляционный суд в Стокгольме все-таки пересмотрел вердикт в пользу богатого представителя древней и «знатной» фамилии.

Теперь, несмотря на право граждан Швеции неограниченно передвигаться по природе и свободно собирать там мелкие объекты, в том числе камни (такие как янтарь), проводящий большую часть жизни в движении метеорит был признан «недвижимым имуществом». А значит — вещью, неограниченно принадлежащей землевладельцу.

Фон Энгестрем, впрочем, отреагировал на волну возмущения, появившуюся в публичном пространстве, и заверил, что хоть и собирается сохранить за собой право собственности на метеорит, намерен «передать его музею на постоянной основе». Однако уточнить, какому именно музею и когда это произойдет, землевладелец не счел нужным.

«Это очень печально для меня и моего друга. Я всю жизнь был увлечен коллекционированием камней и окаменелостей. Это печально для всех энтузиастов, заинтересованных в поиске новых метеоритов. Если люди будут знать, что не смогут воспользоваться плодами своей находки — то как мы собираемся привлекать людей к поискам?» — заметил Форсберг. Последней надеждой остается жалоба в Верховный Суд Швеции.