Астрономы впервые увидели «пробуждение» массивной черной дыры в реальном времени
Наука

19 июня 2024 года, 13:54

Почти четыре года назад на расстоянии 300 миллионов световых лет от Земли в созвездии Девы астрономы заметили яркое свечение одной из галактик, которое продолжается до сих пор. Вероятнее всего, причиной стало «пробуждение» сверхмассивной черной дыры. В таком случае, ученые впервые наблюдали подобное событие в режиме реального времени.

В конце 2019 года ничем не примечательная галактика под названием SDSS1335+0728 внезапно начала ярко светиться. Чтобы понять, что происходит, астрономы из Европейской южной обсерватории в Чили обратились к собранным данным нескольких космических и наземных телескопов, включая «Очень большой телескоп» (VLT). Оказалось, что загадочное явление, вероятнее всего, было результатом внезапного «пробуждения» черной дыры в центре галактики.

Внезапные свечения галактик могут происходить из-за взрывов сверхновых или приливных разрушений, когда звезда приближается слишком близко к черной дыре и ее разрывает на части. Эти изменения в яркости обычно длятся всего несколько десятков или максимум несколько сотен дней, но SDSS1335+0728 продолжает ярко светиться и сегодня – спустя более четырех лет. Ничего подобного астрономы еще не видели.

Сравнивая данные, полученные до и после декабря 2019 года, ученые обнаружили, что SDSS1335+0728 теперь излучает гораздо больше света в ультрафиолетовом, оптическом и инфракрасном диапазонах, а в феврале 2024 года галактика еще и начала испускать рентгеновские лучи.

«Самое очевидное объяснение этого феномена заключается в том, что мы видим начало активности ядра галактики. Если предположение подтвердится, то это будет первый случай наблюдения подобного события в реальном времени», – пояснила Лорена Эрнандес Гарсия из Университета Вальпараисо в Чили.

Существует также вероятность, что свечение, которое наблюдали ученые, произошло из-за необычно медленного события приливного разрушения – самого продолжительного и слабого из когда-либо наблюдавшихся. Не исключается также вариант, что причиной стало какое-либо другое явление, неизвестное до сегодняшнего дня. Чтобы выяснить это наверняка, астрономам понадобится чуть больше времени.

«Независимо от причины изменений, галактика предоставляет ценную информацию о том, как растут и эволюционируют черные дыры», – заключили авторы исследования. Они отмечают, что такое же явление может произойти и со сверхмассивной черной дырой Стрелец А* в центре Млечного Пути, но пока непонятно, когда это случится.

Ранее астрономы обнаружили в Млечном Пути рекордно массивную «звездную» черную дыру. Необычный объект менее чем в 600 парсеках от Земли заставил ученых пересмотреть существующие знания об эволюции подобных небесных тел.