Эксперимент «Альгометрия»: как на МКС измеряют болевой порог космонавтов
Наука

Эксперимент «Альгометрия»: как на МКС измеряют болевой порог космонавтов

18 июня 2024 года, 13:44

На Международной космической станции (МКС) проводится эксперимент «Альгометрия», суть которого – «сделать больно» космонавтам. Внутрь специального прибора с небольшим штырем помещается палец. Убирать руку нельзя до появления болевых ощущений. Несмотря на пугающее описание, ученые не пытаются намеренно навредить членам экипажа – исследование вполне безопасно, а полученные данные позволят улучшить оказание медицинской помощи на орбите.

Предыдущие исследования показали, что боль в космосе ощущается слабее, чем на Земле. Почему так происходит – пока неизвестно, но у медиков есть несколько предположений. Например, причинами могут быть изменение распределения крови и других жидкостей в организме из-за невесомости, воздействие космических условий на центральную нервную систему или повышение гормонов стресса – кортизола и адреналина, которые перекрывают собой болевые ощущения.

Эксперимент «Альгометрия» проводится на российском сегменте МКС с 2015 года. Его идея возникла после того, как космонавты отмечали, что не ощущают боли при незначительных травмах – например, если случайно стукнутся об какой-нибудь предмет на станции. Помимо этого, взятие анализов крови в невесомости было не таким болезненным, как на Земле. Исследователи решили выяснить, с чем это связано.

Способ проведения эксперимента довольно простой: космонавты помещают палец в специальный прибор – альгометр, внутри которого находится небольшой штырь (широкий шток). Нажатием кнопки он начинает давить на палец до тех пор, пока испытуемый не почувствует боль. Есть и другой вариант эксперимента: к предплечью прикладывается небольшая пластина, которая постепенно нагревается. Цель та же – измерить болевую чувствительность. Аппарат фиксирует показатели, которые позже передаются для расшифровки и анализа специалистам на Земле.

Исследование позволит разработать эффективные методы обезболивания в условиях космического полета. Кроме того, понимание механизмов ощущения боли позволит обезопасить космонавтов на орбите. Дискомфортные ощущения помогают вовремя выявить проблемы в организме, но если не заметить «первые звоночки» заболеваний в полете, экипажу может грозить опасность. Показатели каждого человека индивидуальны, поэтому ученым нужно собрать как можно больше данных. Не спроста эксперимент считается одним из самых продолжительных за все время работы МКС.

Ранее российские космонавты на Международной космической станции провели научный эксперимент «Матрешка-Р», во время которого измерили уровень радиации на орбите и отследили реакцию человеческого организма на нее. Полученные данные позволяют ученым оценить уровень облучения космонавтов и понять, насколько показатели приближены к допустимым нормам.