Загадочная поломка и нелетная погода: причины перерыва в запусках SpaceX
Запуски

Загадочная поломка и нелетная погода: причины перерыва в запусках SpaceX

17 июня 2024 года, 11:11

Ожидалось, что после чрезвычайно насыщенной недели (четыре пуска ракеты Falcon 9 подряд в период с 3 по 9 июня) SpaceX продолжит космические запуски в том же темпе, и business as usual для компании выразится в параллельном проведении двух запусков (из Флориды и Калифорнии) спутников Starlink в неделю, бонусом к которым шло выведение аппаратов сторонних клиентов. Но не сложилось. Прошлая неделя стала для SpaceX первой без ракетных пусков за долгое время.

SpaceX готовит стартовый комплекс SLC-39А в Центре Кеннеди к предстоящему 25 июня запуску спутника GOES-U Национального управления океанических и атмосферных исследований с помощью тяжелого носителя Falcon Heavy. В связи с этим на флоридский комплекс SLC-40 возлагалась нагрузка на основную часть пусков с Восточного побережья. Механизм работал как часы, но погода и другие факторы смешали карты.

Последние два пуска состоялись 8 июня. Сначала Falcon 9-344, стартовав с комплекса SLC-40 на мысе Канаверал, вывел на орбиту группу спутников Starlink под номером 10-1, включая аппараты серии V2 Mini. Первая ступень B1069 совершила посадку на баржу ASOG (A Shortfall of Gravitas). Затем Falcon 9-345 ушел с комплекса SLC-4E на базе Ванденберг и вывел на орбиту группу спутников Starlink под номером 8-8, включая аппараты серии V2 Mini. Первая ступень B1061 села на баржу OCISLY (Of Course I Still Love You).

Следующий пуск также предполагалось выполнить с комплекса SLC-40: 12 июня Falcon 9-346 должен был вывести на орбиту следующие спутники Starlink, включая аппараты серии V2 Mini. Но по Флориде прошел сильный дождь с грозами, а ракете Falcon 9 запрещено летать в грозу. 45-е метеоподразделение Космических сил США опубликовало прогноз, показывающий, что в начале недели погода с 95% вероятностью не будут подходить для запуска. Так и случилось.

Из-за плохого прогноза старт перенесли с 12 на 13 июня, но в этот день попытка запуска была прервана при заправке. Следующую возможность объявили на 14 июня. Время старта корректировалось дважды, прежде чем начать обратный отсчет. В момент зажигания прошла команда отмены пуска, за которой автоматически последовал перенос операций на сутки, поскольку «переохлажденное топливо невозможно долго хранить в баках ракеты».

15 июня представители SpaceX разместили в сети X сообщение о том, что запуск отложен из-за необходимости дополнительного осмотра ракеты-носителя: «Трудная неделя, связанная с производственными проблемами, а затем редкой поломкой при запуске двигателя вчера… К сожалению, существует реальная проблема, поэтому нам нужно детально осмотреть железо».

Внимание на конкретной неисправности не акцентировалось. Первая ступень B1073, которую предполагалось использовать в этом полете, уже летала 15 раз, выполняя различные миссии (Starlink, SES-22, HAKUTO-R, Amazonas Nexus, CRS-27). Ей принадлежит рекорд в количестве пусков за промежуток времени: если бы она улетела вовремя, получалось бы, что ускоритель совершит 16 полетов за 762 дня. Предыдущий рекорд – 16 полетов за 839 дней – принадлежал ступени B1071.

Следующий пуск ракеты SpaceX теперь ожидается не ранее 19 июня: Falcon 9, стартовав с комплекса SLC-40 на мысе Канаверал, должен вывести на геопереходную орбиту новейший спутник телевещания Astra 1P/SES-24 для ведущего европейского провайдера SES. Космический аппарат построен компанией Thales Alenia Space в партнерстве с Leonardo на базе успешной спутниковой платформы Spacebus NEO, произведенной в Каннском космическом центре Манделье (ранее входил в состав Alcatel Alenia Space) во Франции. Это будет 94-я по счету платформа, запущенная с момента выведения на орбиту первого спутника Arabsat-1A в 1985 году.

Это будет первый спутник Astra, запущенный SpaceX – все предыдущие выводились на орбиту с помощью ракет-носителей Atlas, «Протон» и Ariane. SES-24 высотой 7 метров и массой при старте около пяти тонн – достаточно крупная полезная нагрузка, но вполне укладывается в возможности Falcon 9 (8,3 тонны на геопереходной орбите).

Аппарат относится к «электросатам» – спутникам, которые используют электроракетные двигательные установки как для довыведения на геостационарную орбиту, так и для удержания в точке стояния и ориентации в пространстве. По словам Флорана Бира, менеджера по сборке, интеграции и тестированию Astra 1P в Thales Alenia Space, после развертывания на орбите панели солнечных батарей аппарата будут иметь размах 45 метров, обеспечивая мощность 20 кВт и делая его «одним из самых мощных спутников на геостационарной орбите».

В тот же день, 19 июня, с Ванденберга должен стартовать Falcon 9 с группой Starlink. Однако всем этим планам суждено сбыться, если в компании Илона Маска разберутся с загадочной поломкой во время попытки пуска 14 июня.