Оказалась близнецами: «Уэбб» внезапно «раздвоил» давно изученную звезду
Наука

Оказалась близнецами: «Уэбб» внезапно «раздвоил» давно изученную звезду

14 июня 2024 года, 14:05

Телескоп «Уэбб» лишний раз продемонстрировал то, какой технологический скачок совершило человечество за последние десятилетия. Не так-то просто привнести в науку что-то новое, изучая звезду, известную с 1970-х годов. Но «Уэббу» удалось преподнести ученым настоящий сюрприз: оказалось, что столь хорошо изученное светило на самом деле является двойным.

На расстоянии 400 световых лет от Земли, в молекулярном облаке Ро Змееносца, находится звездное скопление WL 20. Благодаря своей близости и удобному расположению оно еще полвека назад стало одной из излюбленнейших мишеней для астрономов, которые изучили этот небольшой звездный кластер вдоль и поперек. Как минимум пять крупных телескопов в разное время следили за облаком, в котором, казалось, не могло остаться ничего скрытого от человеческого глаза.

Однако некоторое время назад ученые решили направить на одинокую молодую звезду, известную как WL 20S, инфракрасный объектив телескопа «Уэбб». И идея оказалась отличной: по признанию лидера исследовательской команды, у всех ее членов «отвисла челюсть», когда вместо одной звезды на месте WL 20S открылись сразу две.

Другими словами, камера MIRI запечатлела звездную пару близнецов, сформировавшуюся совсем недавно — всего около двух миллионов лет назад (время жизни первых представителей рода Homo). Причем «близнецы» оказались весьма необычными: у них обоих обнаружились одинаковые струи газа, бьющие огромными гейзерами прямо в космос из северного и южного полюсов.

Автором следующего сюрприза стал уже не «Уэбб», а чилийский радиотелескоп ALMA, который принял эстафету и показал, что молодые звезды окружают плотные газопылевые диски. И, по всей видимости, прямо сейчас в них формируются планеты — что дает ученым уникальную возможность увидеть момент зарождения новой двойной системы. Причем на самом интригующем этапе: когда звезды уже вполне сформировались, а окружающие их миры — только появляются на свет.

Таким образом, ALMA и «Уэбб» образовали (уже не в первый раз) замечательный тандем, который позволяет проникать вглубь самых разнообразных космических явлений — в том числе тех, где, на первый взгляд, «уже нечего изучать». Похожие способности демонстрирует российско-немецкая обсерватория «Спектр-РГ», которая в рентгеновском диапазоне является таким же качественным скачком, как «Уэбб» — в инфракрасном. Остается лишь догадываться, какие открытия готовит нам новое поколение телескопов, которое появится на орбите на рубеже 2030-х годов.