Солнце нанесло сверхмощный «удар» по Марсу
На орбите

Солнце нанесло сверхмощный «удар» по Марсу

10 июня 2024 года, 08:38

11-летний пик активности Солнца приближается к кульминации. Земле везет: многие катаклизмы почти ее не задели, а вот Марс, как сообщили ученые из Института космических наук РАН, недавно оказался в эпицентре ужасающей бури — практически уникальной по своему масштабу. Впрочем, российские научные приборы на его орбите оказались менее «нежными», чем спутники созвездия Starlink, и благополучно выдержали испытание. Впрочем, нашей планете тоже еще рано вздыхать с облегчением.

Начало и середина мая оказались для Земли достаточно бурными. Регулярные рентгеновские «залпы» Солнца сопровождались «бомбардировкой» окружающего космоса тяжелыми частицами (прежде всего, протонами и положительными ионами). Но к концу месяца звезда на время выпустила из своего прицела человечество и все своей мощью обрушилась на Красную планету.

В это время обстановку на Марсе мониторили российские приборы, такие, как ДАН (на борту планетохода Curiosity), ФРЕНД, в составе российско-европейского орбитального аппарата Trace Gas Orbiter, или ХЕНД (Mars Odyssey). И данные, которые начали поступать с них 20 мая, оказались ошеломительными.

В этот день Солнце нанесло чудовищной силы удар по Марсу. Чудовищной настолько, что протоны, словно не замечая никакого сопротивления, пробили атмосферу и врезались в поверхность Красной планеты, вызвав там всплеск вторичной радиации. Ничего подобного за всю историю наблюдений (ведущихся с 2012 года) не случалось ни разу. Даже у поверхности уровень радиации превысил норму троекратно, а на орбите в пиковые моменты — в 300 раз.

Тем не менее, даже подвергшись таким экстремальным нагрузкам, ни один из российских приборов не пострадал, хотя примерно в то же время Илон Маск объявил, что многие спутники системы Starlink получили несовместимые с жизнью повреждения — и это на относительно спокойной орбите Земли. Уникальная же марсианская буря, несомненно, будет изучаться и сама по себе, и в контексте планов по отправке туда пилотируемой экспедиции.

Дело в том, что, если бы 20 мая на орбите Красной планеты оказались космонавты, они бы получили такую же дозу радиации, как за полгода на МКС. И это лишь в течение одной-единственной бури — а ведь их потенциально может обрушиться целый каскад. К этой угрозе ученым и инженерам стоит отнестись серьезно.

Есть, впрочем, другие отличные новости для землян: сегодня вокруг нашей планеты по расписанию бушует последняя в этом месяце магнитная буря — класса G2. Причиной ее станет мощная субботняя солнечная вспышка. Все, кто ее выдержит (с 18 часов по МСК до утра вторника), могут расслабиться до первого июля — нового космического катаклизма стоит ожидать лишь тогда.