Планетологи: под полярной шапкой Марса не вода, а пыль
Наука

Планетологи: под полярной шапкой Марса не вода, а пыль

10 июня 2024 года, 10:50

Исследования южного полюса Марса с помощью радаров выявили признаки того, что под ледяной шапкой находится жидкая воды. А где вода — там, как известно, и жизнь. Но исследователи из Корнеллского университета внезапно обнаружили гораздо более правдоподобное, но менее обнадёживающее объяснение собранным данным. Жизни там нет, как и жидкой воды, зато есть большие количества пыли.

То, что по поверхности Марса в древности текла вода — установленный факт. Но осталась ли она на нём в жидком виде — вопрос, который всё ещё требует ответа. Несколько лет назад могло показаться, что это наконец-то свершилось: в 2018 году операторы орбитального аппарата «Марс-экспресс» объявили об открытии подлёдного озера, скрывавшегося под южной полярной шапкой. Учёные уже начали высказывать предложения, как пробурить тоннель к нему и установить, наконец, есть ли на Марсе жизнь.

Но новейшее исследование американских учёных резко сбросило градус оптимизма. Опираясь на данные шестилетней давности, они провели компьютерное моделирование, чтобы точно определить, какой именно набор геологических признаков способен дать такую картину. Их вывод: жидкой воды на южном полюсе Марса нет.

Дело в том, что вода была не единственным возможным объяснением аномалий в уловленном «Марс-экспрессом» отражённом радиоизлучении. Нечто подобное могут вызывать отложения пыли, которая в избытке содержится в марсианских льдах. Для существования подлёдного озера нужен как минимум один из целого ряда факторов — высокое содержание солей, вулканическая активность или какие-то экзотические минералы. Но ничего из этого обнаружить так и не удалось.

Планетологи смоделировали 10 000 сценариев того, как могло происходить наслоение льда (и для каждого — по тысяче комбинаций содержания пыли и толщины слоёв). Но в каждом из них наличие воды по уровню правдоподобия вчистую проигрывало простым помехам, создаваемым пылью. Более того, подобное сочетание свойств сигнала не удалось повторить ни для каких других районов на поверхности Марса — а невоспроизводимость результатов эксперимента чаще всего означает его ошибку.

Таким образом, принцип бритвы Оккама заставляет отсечь гипотезу о подлёдном озере, как несостоятельную. А вместе с ней — и надежды добраться до морозостойких марсианских микроорганизмов.

Не так давно подобные же неутешительные выводы получила другая команда планетологов, которая подвергла анализу обнаруженную на поверхности и в атмосфере Красной планеты органику. Выяснилось, что те соединения, которые раньше учёные принимали за биомаркеры, могли появиться в результате обычных геологических процессов при полном отсутствии живых организмов. Но надежда найти на Марсе если не жизнь, то её следы, всё ещё остаётся.