В США создадут роборуку с «рентгеновским» зрением для ремонта спутников
Технологии

В США создадут роборуку с «рентгеновским» зрением для ремонта спутников

29 мая 2024 года, 13:04

Американский стартап ThinkOrbital разрабатывает роботизированную руку со сварочным пистолетом, который можно будет использовать как для ремонта спутников, так и для получения рентгеновских снимков. Уникальный аппарат сможет «сканировать» объекты на орбите, а также, при необходимости, сваривать детали спутников. Испытать технологию планируется на околоземной орбите до конца текущего года.

Предстоящие испытания роботизированной руки станут продолжением недавнего эксперимента по автономной сварке, который проведен 6 мая во время запуска ракеты-носителя Falcon 9 компании SpaceX со спутниками Starlink на борту. ThinkOrbital не раскрывает детали испытания, отмечая лишь, что во время суборбитального полета были проведены автономные тесты образцов алюминия. Компоненты были сразу же возвращены на Землю, извлечены и переданы экспертам NASA и Европейского космического агентства (ESA). Они проанализируют, как на металл повлияла микрогравитация.

«Мы провели сварку в открытом космосе. Мы знаем это наверняка. У нас есть изображения, поэтому мы знаем, что эта часть сработала», – сказал генеральный директор и соучредитель ThinkOrbital Ли Розен, слова которого приводит портал SpaceNews. Он отметил, что это первый шаг к созданию орбитального инструмента для ремонта космических аппаратов, а в будущем – их производства прямо на орбите.

В октябре компания планирует протестировать роботизированную руку. Она оснащена электронно-лучевым сварочным аппаратом, который также может генерировать рентгеновские лучи для наблюдения за объектами в космосе. Технология, по понятным причинам, заинтересовала американских военных. Ожидается, что такой «сканер» поможет узнавать, что находится внутри спутников – «потенциальных угроз» в космическом пространстве. Розен сравнил этот метод с лентами для досмотра багажа в аэропорту, только в гораздо больших масштабах. Однако в первую очередь компания планирует использовать роботизированные манипуляторы для обслуживания спутников на околоземной орбите, чтобы «подлатать» их или соединить какие-нибудь детали вместе.

Стартап также работает над крупным проектом под названием ThinkPlatform – полноценным орбитальным модулем для сборки спутников на орбите с помощью технологий сварки и аддитивного производства – то есть 3D-печати. Создатели предлагают использовать его в том числе для переработки орбитального мусора. Но и эту разработку можно передать военным – огромные модули могут пригодиться для хранения припасов на орбите.

Ранее американская компания Starfish Space получила контракт Космических сила США на разработку, запуск и эксплуатацию аппарата Otter – «космического буксира», который позволит изменять положение военных спутников на околоземной орбите. Он также сможет проводить техническое обслуживание аппаратов. Отправить его в космос планируют к 2026 году.