Космическая обсерватория Euclid обнаружила 1,5 триллиона звезд вне галактик
Наука

Космическая обсерватория Euclid обнаружила 1,5 триллиона звезд вне галактик

24 мая 2024 года, 13:31

Новейший космический телескоп ЕКА «Евклид» понемногу становится одной из главных «звёзд» астрономической науки, наряду с «Уэббом», «Геей» или «Спектром-РГ». Только что были опубликованы не только первые научные результаты его работы на орбите, но и пять великолепных и невероятно детальных космических пейзажей, каждый из которых приоткрывает окно в какую-то особую область Вселенной. В частности, «Евклиду» удалось открыть почти 1,5 триллиона «одиноких» звёзд, блуждающих в межгалактическом пространстве.

«Евклид» пробыл на орбите меньше года, но уже пережил несколько приключений, в том числе малоприятных. К примеру, по неустановленной причине (скорее всего, из-за небрежной сборки), его оптика начала обледеневать, и потребовались серьёзные усилия, чтобы вернуть телескопу его прежнее острое зрение. Тем не менее, первые успехи одного из самых дорогих исследовательских проектов в истории Европы налицо.

Первые изображения, полученные телескопом, были опубликованы в ноябре, и сейчас, практически ровно полгода спустя, последовала новая партия из пяти экземпляров. И, хотя основной задачей «Евклида» является поиск тёмной материи, панорамы неба (с чёткостью в четыре раза выше, чем возможно сделать с Земли) являются чрезвычайно приятным дополнением.

К примеру, на первом снимке можно увидеть колоссальное скопление Abell 2390, включающее в себя более 50 000 галактик. Такая чудовищно массивная скульптура является мощнейшей гравитационной линзой, которая даёт астрономам возможность наблюдать за теми объектами в ранней Вселенной, которые иначе долгие десятилетия оставались бы покрытыми мраком. Внутри же скопления можно увидеть множество звёзд, оторванных от галактик, которые продолжают свой дрейф в одиночестве. И их там как минимум 1,5 триллиона.

На следующем мы видим Мессье 78, разноцветную туманность, в которой прямо на наших глазах зарождаются новые молодые звёзды. Ещё никто не делал её снимков с таким разрешением, чтобы на них были видны как минимум 300 тысяч юных светил. Третье изображение показывает похожую на Млечный Путь галактику NGC 6744 с протяжёнными спиральными рукавами, четвёртый — сравнительно компактное скопление Abell 2764, а пятый — группу галактик под забавным названием «Дорадо».

Но что самое удивительное: весь этот огромный визуальный каталог космических явлений «Евлид» сделал… Всего за одни сутки. Этого промежутка времени хватило, чтобы зафиксировать более 11 миллионов разнокалиберных объектов, видимых в оптическом диапазоне и ещё 5 миллионов — в инфракрасном.

Восторг в связи с успехами астрономической науки исчерпывающе выразила Валерия Петторино из команды «Евклида»: «Изображения и связанные с ними научные открытия впечатляюще разнообразны с точки зрения наблюдаемых объектов и расстояний… и при этом представляют из себя результаты всего лишь 24 часов наблюдений! Так что это лишь намёк на истинные возможности «Евклида». С нетерпением ждем данных еще за шесть лет!».