Ищущий темную материю телескоп «Евклид» начал замерзать в 1,5 млн км от Земли
Созданный Европейским космическим агентством и запущенный меньше девяти месяцев назад космический телескоп «Евклид» уже столкнулся с серьезной неприятностью. Из-за проблем с герметичностью несколько слоев водяного льда — не толще, чем нить ДНК — намерзли на его оптику и резко снизили качество наблюдений. В перспективе лед способен полностью парализовать работу аппарата, поэтому ЕКА сейчас лихорадочно ищет пути его спасения.
Не успел «Евклид» после нескольких месяцев настройки и калибровки приступить к наблюдениям, для которых был запущен, как сотрудники ЕКА забили тревогу: было замечено небольшое, но прогрессирующее уменьшение количества света, поступающего от звезд. Причину удалось установить, но оптимизма это не добавило: водяной пар, попавший в аппарат на этапе сборки, начал конденсироваться на сверхчувствительных линзах.
Чтобы избежать этого, сразу после запуска была проведена «кампания по дегазации» телескопа, который долго прогревался специальными бортовыми обогревателями. Но европейские инженеры что-то рассчитали неправильно, и значительная часть молекул воды впиталась в многослойную изоляцию, а сейчас высвобождается, выводя из строя стоящий больше миллиарда евро прибор.
Команда телескопа начнет по очереди нагревать каждую из деталей его оптики, начиная с тех мест, где выброс воды с наименьшей вероятностью приведет к загрязнению других приборов. Первыми будут нагреты два больших зеркала «Евклида», причем ученые будут постоянно следить за количеством света, поступающим них. Если фотоны продолжат «теряться», придется взяться за другие приборы, и так по кругу.
Можно было бы снова прогреть весь аппарат целиком, как это было сделано сразу после вывода его в космос. Но инженеры опасаются, что второго такого вмешательства самые чувствительные из приборов не выдержат, и их невозможно будет откалибровать повторно. Так что команда будет медленно поднимать температуру телескопа с текущих -140°C до «комфортных» -3°C.
«Достижение научных целей "Евклида" по созданию трехмерной карты Вселенной путем наблюдения миллиардов галактик на расстоянии до 10 миллиардов световых лет означает, что мы должны поддерживать невероятно стабильную работу аппарата, включая его температуру. Поэтому включение обогревателей в модуле полезной нагрузки необходимо производить с особой осторожностью», — объяснил руководитель проекта Андреас Рудольф.
Своими опасениями поделился Миша Ширмер, специалист по калибровке «Евклида»: «Как только мы изолируем пораженный участок, есть надежда, что в будущем мы сможем просто прогревать эту изолированную часть космического корабля по мере необходимости. То, что мы делаем, очень сложно и детализировано, но так мы можем сэкономить драгоценное время в будущем. Я был бы очень рад узнать, где именно скапливается этот водяной лед и насколько хорошо сработает наш план».