«Юнона» сфотографировала один из самых маленьких спутников Юпитера
Наука

«Юнона» сфотографировала один из самых маленьких спутников Юпитера

17 мая 2024 года, 09:31

Зонд «Юнона» уже несколько лет внимательно наблюдает за Юпитером и его спутниками. И недавно в объектив её камеры попало нечто уникальное: один из самых маленьких спутников газового гиганта, и по совместительству самый красный объект в Солнечной системе. Это миниатюрная луна Амальтея, названная так в честь нимфы, вскормившей будущего громовержца, когда он рос на острове Крит. А заметить её удалось благодаря волонтёрам.

Амальтея — последний из спутников Юпитера, обнаруженный в ходе визуальных наблюдений. Случилось это лишь в самом конце XIX века, спустя почти три столетия после открытий Галилея. Объясняется это во многом размерами спутника: всего 84 километра, и это в самом широком месте. Кроме того, радиус её орбиты всего в 2,5 раза превышает радиус самого Юпитера (и почти в два раза меньше радиуса орбиты Луны) — ближе, чем она, вращаются только две совсем уж миниатюрные луны.

Лишь трижды она попадала на снимки, сделанные космическими аппаратами — это были «Вояджеры» (1 и 2), а также зонд «Галилео». Первоначально «Юнона» не имела своей целью фотографировать Амальтею, но здесь учёным помогли волонтеры.

Добровольцы, которых НАСА активно привлекает к обработке фотоматериалов (на фоне урезания финансирования возможность им не платить дорогого стоит), улучшили детализацию снимка, сделанного «Юноной» 7 марта. И прямо перед Большим Красным пятном неожиданно для исследователей образовалось крошечное «зёрнышко» — именно так выглядит на фоне колоссального Юпитера небольшой спутник.

Амальтея состоит в основном из довольно рыхлого льда, перемешанного с пылью и каменными обломками. Скромные размеры и приливные силы Юпитера не дают Амальтее принять хоть сколько-нибудь сферическую форму — она скорее напоминает миндальный орех или мяч для регби. На орбите газового гиганта она находится в хрупком равновесии: стоит ей приблизится к нему ещё на 100 000 километров, как спутник будет разорван на куски гравитацией гигантской планеты.

Кроме того, Амальтея известна тем, что является самым красным объектом в нашей Солнечной системе — даже именуемому Красной планетой Марсу до неё далеко. Кстати, по какой именно причине Амальтея имеет столь насыщенный цвет — неизвестно до сих пор.

«Юнона» пребывает на орбите Юпитера с 2016 года (запуск состоялся в 2011-м), и за всё время это первый сделанный ею снимок Амальтеи. Пока что лучшее изображение спутника сделал исследовательский зонд «Галилео», сблизившийся с Амальтеей на расстояние в 370 тысяч километров. Но срок активной службы станции, названной по имени супруги грозного бога, продлится как минимум до осени 2025 года. А значит — можно ждать новых, ещё более захватывающих открытий и пейзажей.