Глава NASA «вымаливает» деньги у конгрессменов на «могильщика» МКС
Проекты

Глава NASA «вымаливает» деньги у конгрессменов на «могильщика» МКС

2 мая 2024 года, 11:24

Постепенно усложняющееся экономическое положение в США вынуждает Конгресс сокращать финансирование всего, что не связано с военными целями — в том числе большинства статей финансирования НАСА. Это привело в Палату представителей главу аэрокосмического агентства Билла Нельсона, которому, по его собственным словам, пришлось буквально «умолять» конгрессменов выделить дополнительные средства. В качестве же главного «устрашающего фактора» в речи директора НАСА фигурировал российский президент Владимир Путин.

В текущем году бюджет НАСА не только не был увеличен, как этого добивалось агентство, но и оказался урезанным. Из-за этого проекты НАСА, не имеющие военного значения, оказались на «голодном пайке». Как заявил Нельсон, агентство недополучило «как минимум $4,7 млрд», из-за чего многие программы теперь под угрозой срыва. Поэтому он настойчиво просит выделить на них хоть немного денег.

Одной из таких программ стал корабль под названием United States Deorbit Vehicle (USDV) — будущий «могильщик» МКС, который должен будет свести ее с орбиты после окончания срока эксплуатации. На его создание НАСА запросило $290 млн (и это — только на два финансовых года), но Конгресс значительно урезал «аппетиты» организации.

Нельсон же считает, что тем самым создалась «чрезвычайная ситуация», и с целью воздействия на конгрессменов прибегнул к традиционным «методам устрашения». «Почему чрезвычайная? Потому что мы не знаем, что собирается делать Владимир Путин! Мы не знаем, что собирается делать президент России, и мы можем оказаться в опасной ситуации, когда нам придется безопасно ликвидировать это сооружение размером со стадион в 2031 году», — заявил Нельсон.

Глава аэрокосмического агентства хочет, чтобы американский парламент предоставил ему полную сумму, необходимую на завершение проекта: «Я умоляю Конгресс включить в следующий законопроект о чрезвычайных ассигнованиях полное финансирование USDV». И составит оно $1,5 млрд, хотя НАСА еще даже не заключило контракт на создание USDV.

В угрожающем положении оказалась также программа доставки образцов с Марса (MSR). Нельсон выразил надежду, что сотрудники агентства и его подрядчики смогут снизить ее общую стоимость, которая составляет $11 млрд. Но никакой конкретики о методах, которые позволят это сделать, пока нет.

К сожалению для космической отрасли и научных исследований, конгрессмены оказались глухи к большинству аргументов главы агентства. Из-за этого, как опасается руководство НАСА, может быть нанесен непоправимый ущерб главному из его проектов — лунной программе «Артемида». Существует реальная опасность, что Китай, рассматриваемый властями США, наряду с Россией, как главный противник в космосе, первым в XXI веке осуществит высадку на естественный спутник Земли.